А в материалистическом сознании смысл гуманности не выходит за грани человеческих взаимоотношений. Для педагогики ненасилия, что есть старание облагораживать силовой педагогический процесс, слово «гуманный» в его материалистическом смысле становится способом прикрытия.
Гуманная педагогика есть суть всей классической педагогики, основанием которой являются такие высшие смыслы, как ДОБРОТА, ВЕРА, ДУХОВНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, БОГ. Педагогика в этом отношении, как выразился Климент Александрийский (один из отцов раннего христианства, 150-215-й – годы жизни) в своей классической книге «Педагог», есть «путь по прямому направлению к Богу».Допущения гуманной педагогикиСлучилось так, что все психолого-педагогическое наследство, наработанное лабораторией экспериментальной дидактики за время 25-летней масштабной творческой деятельности, досталось мне. Некоторые из моих дорогих коллег ушли из жизни, некоторые перешли на другую работу. А потом времена изменились, в силу чего в Грузии гуманная педагогика была вытеснена. Лабораторию закрыли.Я остался не совсем один. Рядом со мной – моя спутница жизни Валерия Гивиевна Ниорадзе, с которой вместе и с коллегами мы когда-то создавали лабораторию и нарабатывали наследство.В наследстве было много богатств – научные труды и диссертации, идеи, обобщения экспериментальных наработок, опыт создания программ и учебников, искусство работы с детьми, много новизны, мировое признание и имя.Надо было придать наследству системность и предложить педагогическому сообществу.Я попытался это сделать.Воспользовался методом допущений, на что каждый имеет право. Исходя из характера нашего наследства, из тех идей, которые мы берегли или закладывали в подтекстах, я выдвинул три постулата в качестве основы гуманно-личностной педагогики (Школы Жизни).Первый постулат: я признаю реальность Творца, Бога и постоянно развивающегося тварного мира.Второй постулат: признаю бессмертие человеческого духа как сущностной части тварного мира и его вечную устремленность к совершенствованию, цель которого – стать соработником у Бога в творении мира.Третий постулат: признаю, что земная жизнь есть отрезок пути восхождения человека.Эти допущения не являются чем-то новым для философского мира. Но выводы в отношении Ребенка, которые могут вытекать из них, заставляют иначе взглянуть на образовательную действительность. Если эти допущения принимаются за истину – а я их такими и признаю, – тогда можем сделать следующие три вывода.Первый вывод: Ребенок есть явление в нашей земной жизни; он родился, потому что должен был родиться.Второй вывод: Ребенок есть носитель своего предназначения, своего пути, своей миссии.Третий вывод: Ребенок есть носитель неограниченной энергии духа, он все может.Эти допущения и выводы я объединяю под единым понятием духовности и принимаю ее в качестве четвертого измерения педагогического сознания.Каковы же первые три измерения?Они дают картину о материалистических аспектах воспитания. Любая педагогика знает их: наследственность, стихийная среда и особо организованная среда. А четвертое измерение – духовность – известно в основном классической педагогике. «Четвертое» не значит последнее. Духовность ведет педагогическое сознание, она и есть основная сила для созидания гуманной педагогики.Я не считаю, что своими допущениями и введением четвертого измерения открываю что-то новое. Новое состоит в том, что из недр классической педагогики возрождаю хорошо забытое старое, а оно на фоне ограниченного материалистическими нормами педагогического сознания, перекосившегося в авторитаризм, выглядит новым. Однако если современное педагогическое сознание далее будет развиваться на основе измерения духовности, то оно откроет много нового и в теории, и в практике.Через измерение духовности приоткрываются духовные смыслы части педагогических понятий. Особый путь поиска этих смыслов дают нам следующие трактовки.Школа – это лестница восхождения души и духовности растущего человека.Учитель – это душа, носитель Света.Образование – это процесс раскрытия в человеке образа Творца.Гуманный – это человек, ищущий в себе связь с Высшим.Для понимания естественной природы Ребенка из накопленных научных психологических знаний выделяю три особых устремления.Первое – развитие.Второе – взросление.Третье – свобода.Ведущей силой педагогического процесса является личность учителя, личность воспитателя. Его характер, мировоззрение, устремление, культура, его духовно-нравственный мир, знания, образ жизни, привычки, его любовь к детям и своей профессии, в общем, вся его личность предопределяют качества педагогического процесса. Качества эти зависят не столько от хороших программ, учебников, методов, «новых технологий», оборудований, средств и прочее, а в первую очередь от личности учителя.Потому возвышение и совершенствование духовно-нравственного мира учителя, забота общества об учителе решают проблему всякого успешного обновления образовательной действительности.Гуманная педагогика предлагает учителю соблюдать и творчески применять в образовательном процессе принципы:- сущностносообразность;- творящее терпение;- одухотворение;- воспитание жизни в Ребенке с помощью самой жизни;- облагораживание среды вокруг Ребенка.Целью воспитания провозглашается облик Благородного Человека.Всеначальной энергией всех сфер образовательной действительности является Любовь к Ребенку.Это мировоззренческое начало гуманной педагогики (гуманно-личностного подхода к детям) легло в основу системы Школа Жизни. Все теоретические и практические аспекты образования рассматриваются через это мировоззрение.Прошла гуманно-личностная педагогика через стыковку двух тысячелетий и шагнула в двадцать первый век. Она и стремилась к этому веку, чтобы помочь ему в борьбе за защиту детей. Начала проникать в сознание многих тысяч учителей.Меня давно – с 70-х годов – волновал вопрос об ограниченности сознания многих учителей. Это была не их вина, а того образа подготовки учителей или системы повышения квалификации, которые бытовали в то время. К сожалению, эта проблема еще больше обострилась с наступлением капитализма.
Комментарии