Продолжение. Начало в «УГ» №№7, 9, 10, 12, 15, 18, 20, 21, 24, 25На что может быть направлено материалистическое педагогическое мышление, если в обществе царствует принцип рынка?
По сути, принцип рынка есть завершенная идеология капиталистического строя, в основе которого лежит общество потребления. Он направляет сознание людей на материальные блага, удовольствия, потребительскую страсть. Иметь, богатеть, брать от жизни все, заботиться о своих личных интересах пусть даже в ущерб другим. Всякий разговор об общечеловеческих ценностях, а такими являются Вера, Нравственность, Праведность, Справедливость, Красота, Благородство, Любовь, в условиях рыночной идеологии будет только способом отвода глаз от действительности. Если эти ценности не примут товарный вид для продажи, они потеряют смысл. В образовательный мир, который для меня есть Храм и потому область святая, тоже врывается рыночная идеология и начинает его разрушать. То, что нужно рассматривать как служение, переименовывается в «образовательные услуги», и на них накладывается цена. Сознание большинства учителей еще сильнее привязывается к материалистическому взгляду на свой труд и на Ребенка. Расширить сознание учителя и зародить в нем искреннюю любовь к детям возможно прежде всего на основе понятия духовности – этого четвертого измерения. В этом случае учитель поймет закон Песталоцци: «Пусть учитель, помогая, живет для вечности, но пусть, живя, помогает настоящему».Вся классическая педагогическая литература, изданная в советский период, подгонялась под коммунистическую идеологию, из произведений классиков безжалостно изымались мысли, которые не соответствовали или противоречили материалистическому мировоззрению. Но беда была еще и в том, что будущим учителям не прививали страсть к чтению произведений классиков и их последователей. Остро чувствуя духовное обнищание многих учителей, я задумал создать для них многотомную «Антологию Гуманной Педагогики». Еще будучи членом Верховного Совета СССР, я попытался воспользоваться своим положением и предлагал свой план издательствам, министрам, партийным органам, однако не нашел поддержки. Но находясь в гуще жизни, понимая, в каком направлении идет ее развитие, я чувствовал, что Учитель не может научиться искусству любить детей, этому высшему, утонченнейшему из искусств, не зная подлинного Песталоцци, подлинного Ушинского, подлинного Корчака и подлинного Сухомлинского. Не зная того глубочайшего общего источника, из которого подлинные классики черпали силу осознанной Любви. Я мечтал издать «Антологию» как чашу педагогической мудрости, в которую вошли бы в качестве источников гуманной педагогики наряду с трудами классиков и их спутников тексты Святых Писаний, философские воззрения, психологические учения всех времен и народов.И я обратился к Дмитрию Дмитриевичу Зуеву.Дмитрий Дмитриевич в моей судьбе сыграл исключительную роль. В советское время он возглавлял издательство «Просвещение» и славился тем, что всегда – в течение 25 лет – все учебники всех классов, все методические пособия, все программы выпускал точно в срок и качественно. О нем еще говорили, что он Димократ и дает себе волю ослушаться партийного руководства. Одно его выступление на каком-то совещании меня поразило смелостью и необычностью. И еще, что поражало меня, – это появление литературы, прямо направленной на воспитание личности ученика и учителя, библиотека директора школы, библиотека для учащихся, выходящие за рамки программ… Все это расширяло горизонты школ, способствовало развитию творческого мышления и, естественно, импонировало мне.Но вот однажды, когда уже в который раз министр образования Грузии запретил нам ходить в школу, потребовал закрыть эксперимент как антипедагогический, я был в отчаянии. Валерия Гивиевна, моя вечная муза, которая верила, что это временное явление, сказала мне:- Это даже хорошо. Ты давно мечтал написать книгу. Теперь у тебя есть на это дело достаточно времени. Сядь и пиши…Я послушался. Заперся в своей комнате, и мысли потекли. Я даже не думал о том, что пишет моя рука, я писал и наслаждался этим занятием, ибо впервые писал книгу на русском языке, и этот язык подчинялся моей воле.Было это в 1981 году.А в 1983 году книга «Здравствуйте, дети!» выходит тиражом в 400000 экземпляров.Успех моего откровения огромен.Д.Д.Зуев требует продолжения. Вскоре издаются вторая и третья книги – «Как живете, дети?» и «Единство цели». Далее книги переиздаются, переводятся на разные языки, и их общий тираж превышает два миллиона экземпляров! (С грустью констатирую, что ни одна из них так и не вышла в грузинском педагогическом издательстве.)Вот так Дмитрий Дмитриевич Зуев, не боясь издать «буржуазного» педагога, прославляет меня на весь мир.Об этом Зуеве идет речь – «Антология» ждала его.Тогда, в середине девяностых годов, он только что, не вписавшись, по его словам, в рыночно-денежные отношения, ушел из издательства.Я обращаюсь к книгам, как к НебесамДа, Любовь для меня есть самая сущностная Истина и на Земле, и во всей Вселенной. Любовь есть Бог. Я это знаю. Но я все еще очень далек от той тридцатой высшей ступеньки лестницы Иоанна Лествичника, которая называется Любовью и которой завершается восхождение духовной сущности человека на Земле. Я это тоже знаю. Знаю еще, что, сколько бы я и впредь ни прожил, все равно постичь полноту любви не успею. Тем не менее стремлюсь к недостижимому и потому часто спешу к Мудрым Книгам, Книгам Жизни. Я обращаюсь к ним, как к небесам, задаю вопросы, и они отвечают мне. Но смогу ли я осознать весь смысл ответов?- Что есть Любовь? – спрашиваю я у Книг Жизни.Они мне отвечают: Любовь есть ведущее, творящее начало всего сущего на Земле и во Вселенной. Любовь есть истинная реальность. Великая Любовь заложена в основании Космоса. Ею пронизано, ею движется все, что только существует в виде Добра и Красоты, Созидания и Восхождения, Вечности и Беспредельности, Видимого и Невидимого, Проявленного и Непроявленного. Земля сотворена Любовью и для Любви. Человек создан для постижения Любви, для возвышения до ее вершины, создан для того, чтобы научился он Любить и творить по законам Любви. Любовь есть двигатель расширения сознания. Через Любовь люди найдут свое место в Космосе. Любовь нужна для пути в Беспредельность. Любовь есть ключ к пониманию необходимости движения. Без Любви нет продвижения и невозможно понять движение. Любовь есть венец Света.- Что может сделать Любовь? – спрашиваю я.Книги Жизни отвечают: Любовь может созидать миры. Любовь строит храмы. Любовь и знания все превозмогут. Любовь – мощь преодоления. Любовь – целебный родник неиссякаемый. Любовь укажет границу установления Новой Жизни. Каждый предмет изучается только при Любви. Каждая трудность побеждается только силою Любви. Никакое рассуждение не даст того огня, который возжигается искрою чувства Любви.- Скажите мне о качестве Любви! – прошу я у Книг Жизни.Они объясняют: Нужно прежде всего осознать беспредельность Любви – она, как и Вера, как и Преданность, не имеет границ. Любовь, могущая двигать мирами, не походит на любовь над болотом, где гниют кости пережитков. Любовь, Подвиг, Труд, Творчество хранят восходящее стремление. Смотрите, какие прекрасные привходящие понятия они заключают в себе: какая же Любовь без самоотвержения, Подвиг без мужества, Труд без терпения, Творчество без самосовершенствования. Есть любовь задерживающая и Любовь устремляющая. Первая любовь земная, а вторая – Любовь Небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой, такое же множество окрылено второй. Первая знает ограничения пространства и сознания, но вторая не нуждается в мерах земных. Она не затруднена расстояниями и суждениями о смерти. Первая знает мир как планету, а перед второй открываются все миры. Вторая Любовь – Любовь устремляющая – идет как по физическому миру, так и по Небесному, Огненному миру. Она зажигает сердца для радости высшей и тем нерушима.Окончание следует
Комментарии