search
main
0

Как любить детей. Гуманная педагогика расставляет акценты

Окончание. Начало в «УГ» №№7, 9, 10, 12, 15, 18, 20, 21, 24, 25, 31Шалва АмонашвилиЯ обращаюсь к Небесам: – В чем человечество нуждается? И на меня льется каскад пожеланий и наставлений, как оживляющий и очищающий майский дождь: Человечество нуждается в осознании Огня Любви. Люди даже не замечают, что их подвалы полны злобы. Сердце, изгнавшее жестокость, познает добро и восполнится Великодушием и Любовью. Ничего на земле не зажжет огонь сердца, как Любовь. Любовью зажжете свет Красоты и действием явите миру спасение духа. Сердце, преисполненное любви, будет творящим, мужественным и устремленным.

Полюбите каждодневность, она закаляет дух и дает мужество помыслить о нескончаемости цепи трудовых веков. Советуем людям Любить и укрепляться чувством Преданности. Помогайте всему, что стремится к усовершенствованию. Вместо враждебной невежественности лучше покажите Любовь к познанию. Преуспейте Любовью. Высшая Религия учит не страху, но Любви. Познавайте, где стремление к Любви и где страхование грехов, где Любовь к восхождению и где беспокойство сомнения. Нужно полюбить качество Жизни. Малейшая утрата качества подавляет все поступательные движения. Пылайте Сердцем и творите Любовью. Пусть внутри Сердца теплится Лампада Любви. Это не красивые фразы, а сокровенные знания. Я не в состоянии разобраться в них до глубины, до полной ясности. Но мое сердце чувствует, что Бог все измеряет Любовью, каждого земного человека проверяет по тому, смог ли он научиться любить ближнего своего, смог ли он возвыситься до любви врагов своих. Небеса проводят мне экзамен, их очередь задавать мне вопросы. Они спрашивают: – Когда человек преисполнен Любовью, разве существует препятствие? – Нет, конечно! – отвечаю уверенно. – Но может ли Любовь существовать с предательством? – Нет! – восклицаю я. – Где она – Любовь творящая? – Во мне, во мне! – твержу я. – Среди величия миров разве можно пребывать в злобе, убийстве, в обмане? – Нет, нет… Грех, позор! – Но что же среди земных средств может противостоять тьме? – Только Любовь, только Огонь Любви! – радуюсь я. – Какая Огненная Любовь вселится в искушенное сердце? – Никакая, никакая… – Может ли полюбить сердце, в котором злоба и жестокость? – Нет, не может… – А сомнение? – Там, где истинная Любовь, нет места сомнению… – А если осуждение? – Там, где зародится осуждение, нет полной любви. – Если земная любовь уже творит чудеса, как же умножит силы Небесная Любовь? Я ищу меру: может быть, стократно, может быть, тысячекратно? И догадываюсь: – До беспредельности… – В чем твое оружие? Отвечаю без запинки: – В Совершенной Любви. Жду: скажут ли мне Небеса, как я прошел экзамен? Но Небеса молчат. Видимо, я должен догадаться сам: какая есть во мне Совершенная Любовь. Мой клубок Любви Что я вынес из прошлого? В детстве не раз наблюдал, как бабушка из овечьей шерсти пряла нить и накручивала в клубок. Он рос и становился все больше и больше, как детский мяч, а потом кончалась шерсть. Из прошлого я вынес вот этот клубок, но не шерсти, а любви. Я и впредь буду наматывать на него опыт любви, насколько позволят мне жизнь и силы. Что в этом клубке, какие выводы, какие обобщения? Я отдаю отчет тому, что моя любовь вовсе не совершенна. И вообще, я только начинаю карабкаться по лестнице Иоанна Лествичника; потому до тридцатой – вершинной ступеньки, которая знаменуется Совершенной Любовью, – мне уже не успеть подняться. Тем не менее в моем клубке любви есть нечто такое, что позволяет мне дарить детям уроки, общаться с учителями, писать книги, высказывать свои мысли и верить. Да, я верю, что мир сотворен Творцом-Богом. Верю, может быть, больше, чем тот, который верит, что мир есть случайное производное от хаоса. Историческая культура моего грузинского народа привела меня к православному христианству. Потому мне близки и понятны идеи христианской Любви, и я стремлюсь к ней. Учусь любить ближнего. Учусь любить врагов своих. Хотя давно уже никого не воспринимаю как врага своего. Учусь прощению и просить прощения. Давно простил всех, кто когда-либо причинял мне зло, и попросил прощения у всех, кому, может быть, я причинил зло. Хотя с верою могу повторить слова Януша Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается». В моем клубке любви есть особая полоска, которая вплетается в мою жизнь с начала 50-х годов: эта цветная, голубая, как мечта, полосочка есть моя сознательная любовь к детям. Вначале она зарождалась как чувство, которое привязывало меня к ним, а со временем совершенствовалось как искусство. Я все глубже познавал мудрость: Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли ее и воспитывались. Учительская Педагогическая любовь более утонченная форма Любви, чем даже, пусть не сердятся на меня, Родительская Любовь. Она требует для своего проявления огромных душевных усилий и мудрости сердца. В ком уже есть любовь к детям, к тому при старании придет и искусство их любить, то есть понимание того, как их нужно любить. В ком нет любви к детям и стремления полюбить их, тот пусть не ждет посещения мудрости педагогической любви. Кто откровенно не любит детей, тому мудрость любви не достанется. Он сделал бы доброе дело, если покинул бы работу, которая навязывает ему общение с детьми. Мудрость находится внутри самой любви к детям, а не вне ее. Потому мудрая педагогическая любовь познается сердцем. Учитель, который любит детей, «как все», далек от познания величия своей профессии и своего служения. Любить детей – это сокровенное искусство. Дети всегда будут разными, и каждый из них потребует от нас только свою, ему предназначенную любовь. И только чувствознание сердца будет способно помочь нам открыть в себе мудрость такой любви. Время уходит. «Полюбите будущее, крылья вырастут», – говорит Великий Восток. Раньше я не знал эту мудрость, но моя сущность всегда устремляла меня к Будущему. Я всегда рвался в Будущее, не думая о том, что оно прибавит мне годы. Стремлюсь в Будущее и сейчас. Но что я в нем ищу? Сказано: «Красота спасет мир». А что спасет Красоту? Кто, что спасет Красоту, чтобы весь мир, все человечество были спасены? Я не знаю, что ждет наших детей, которых сегодня воспитываем, спустя десятилетия. Так же, как не знали учителя 30-х, 40-х годов, что могло случиться с моим поколением. Но я люблю детей, и у меня горький опыт. Потому спешу уберечь их от возможных грядущих социальных бедствий и потрясений. Они должны быть готовы к ним, должны найти в себе силы и мужество противостоять им, одержать победу над ними. И Мир, и Красоту, и Культуру, и Человечество спасет т о л ь к о Всеначальная Энергия Любви, которая от Бога. Эту энергию – она неисчерпаема – должны набрать в себе и умножить, чтобы передавать, дарить ее друг другу. Я понял, что детей надо любить не только красиво, но с чувством глубокой ответственности за их будущее, их надо любить всей своей жизнью, надо любить их постоянно. А это значит – заботиться о них, о каждом из них, не услаждать их байками о «светлом будущем», а вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самим строить, облагораживать жизнь для себя и для других и защищать ее. Надо, чтобы Ноосфера Земли была защищена всемогуществом Сферы Любви. Фантазия ли это? Нет ли на Земле людей, которые верят, что такие времена наступят, но, конечно, понадобятся огромные усилия воли и преданная, бесстрашная устремленность к цели. Есть. Есть такие люди. Их называют художниками Жизни. Называют Учителями Света. Во власти этих людей – дать всем остальным импульс Любви. Я хочу быть среди них. Бушети, Грузия 27.06.2009

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте