search
main
0

Как ликвидировать очередь?

​На этот вопрос искали ответ на очередном «Родительском собрании» радиостанции «Эхо Москвы»

Владимир ЯБЛОНСКИЙ, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив: осударство, министерства образования регионов много делают в последнее время, они взяли на себя обязательства решить проблему предоставления мест в ДОУ в течение 3 лет, в стране строят десятки и сотни детских садов, ведется большая работа, в том числе в Москве. В этом году планируют ввести по России дополнительно 185 тысяч мест, но это только 9% потребности, поэтому одним из основных путей для решения этой проблемы должны быть и другие формы – формы частного государственного партнерства и негосударственного дошкольного образования, в частности семейного, то, что сейчас распространено и в Европе, и в других странах, что показало свою эффективность. Демография и доступность дошкольного образования – единый взаимосвязанный сосуд. Во Франции в последние годы наблюдается существенный рост рождаемости, большое количество семей заводят третьего ребенка, в том числе и потому, что государство обеспечило упрощенную регистрацию семейных детских садов. У нас намного сложнее.Сегодня у нас общее количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в области дошкольного образования, составляет 1081 человек на всю страну. В некоторых городах есть десятки, а иногда и сотни надомных садов, никак не зарегистрированных и работающих подпольно. Я думаю, что матери, которые готовы воспитывать и своих, и чужих детей, и те, которые отдают детей в эти надомные детские сады, были бы рады, если бы все это было зарегистрировано и легкодоступно. Агентство стратегических инициатив, которое я представляю, полгода занимается этим вопросом. Мы уже на заседании наблюдательного совета агентства, которое проводил представитель Правительства РФ Владимир Путин, утвердили специальную инициативу «Новое детство», которая включает в себя мероприятия, связанные с решением проблем дошкольного образования. Один из моментов – стимулирование строительства в режиме частного государственного партнерства новых зданий, потому что у нас есть регионы, где недостаточно бюджета, чтобы в течение 3 лет решить проблему дошкольного образования. Различные формы, которые сегодня предусмотрены законодательством, – концессии, лизинги, то есть привлечение частного капитала к строительству инфраструктуры, либо передача ее потом на баланс государству, либо использование ее по модели закупки услуг (нам кажется более правильным, когда государство покупает услугу у дошкольного образования, но не берет на себя тяжести держания инфраструктуры). Некоторые проекты находятся уже в стадии реализации, но реализовать их массово не удалось пока нигде. Есть проблемы со строительством. Здания для детских садов, которые сейчас десятками строят в стране, возводят в основном по типовым проектам, которым 20-25 лет, то есть они устарели морально и физически, скажем, у нас в Москве используют самый энергонеэффективный тип здания. Что у нас демографическая ситуация изменится через несколько лет – очевидно. И если мы сегодня массово вложим государственные средства в создание инфраструктуры, мы рискуем тем, что потом эта инфраструктура будет не востребована. Новые типы зданий должны предусматривать возможность перепрофилирования под начальную школу либо для использования дополнительных платных или бесплатных услуг. В Москве мы разработали модельную программу по стимулированию негосударственного дошкольного образования. Она включает в себя и надомные садики, но главное – деньги должны идти за ребенком, должна быть модель, когда льгота, предусмотренная для родителя, для ребенка, попадает к родителю и он в виде сертификата может рублем проголосовать и за негосударственные формы, ведь очередь в ДОУ сегодня – это отсутствие конкуренции. Государство берет на себя ответственность, но не может в полной мере решить те социальные задачи, которые перед собой поставило, без частной инициативы, мне кажется, эту проблему решить нельзя. В Москве все же есть очередность, очень многое делается, но делать можно по-разному. Можно уплотнять существующие детские сады, можно строить новые, но в Москве строить практически негде, нет участков, значит, нужно развивать другие формы. Но в квартире, чтобы сделать семейный детский сад, например, надо иметь два умывальника на разной высоте, два разных металлических разделочных стола, то есть соблюдать довольно дурацкие вещи, которые пора отменить. Мы сейчас плотно работаем с Минздравсоцразвития РФ, которое этот вопрос курирует. Хорошо, конечно, что матери, создавшие семейный детский сад, могут прикрепляться к государственному садику, получать методическую помощь, но пройти все процедуры не каждая решится, сколько это времени займет, непонятно. Красноярск – интересный пример, где это происходит без участия государства. Там шесть лет существует общественное движение, в котором объединились родители, оно превратилось в некоммерческую организацию. Это социальное предпринимательство, которое поддерживает мам. Сегодня нам удалось добиться того, что региональные власти относятся к этому позитивно, чтобы пожарные и другие службы приходили и спрашивали, чем помочь. Сегодня вводится электронная запись в детские сады, и это хорошо. Но надо понимать, что за страничкой в Интернете стоит определенный алгоритм, определенная управленческая схема. К сожалению, возникают ситуации, когда вчера люди были в очереди десятыми, а сегодня стали трехсотыми, и надо правильно объяснять, почему это происходит, что номер носит виртуальный характер, как он влияет на реальную очередность в детсад. Мне кажется, что люди обращаются с жалобами на электронную очередь потому, что все еще есть элементы нашего восприятия ситуации с точки зрения патернализма со стороны государства. Мы построим, мы решим, что деньги надо отдавать народу, они завтра закончатся! Но чьи это деньги? Когда мы говорим о негосударственном, частном образовании, мы почему-то сразу подразумеваем платное. А государственное бесплатное образуется из тех денег, которые получает государство в виде налогов за наши же природные ресурсы. Если государство из этого общего котла сегодня выделяет средства людям на дошкольное образование, то почему не отдать эти деньги людям – может, тогда рынок быстрее сформируется, очереди не будет, не будет кто-то в любой чиновничьей очереди все решать за вас.Мы здесь должны отойти от монополии государства, в какой-то степени это происходит, но мы живем не в социализме, у нас нет разнарядки создавать на предприятии свою социальную инфраструктуру. Есть корпорации и средние фирмы, которые заботятся об этом, но массовой практикой это не стало. Мы видим десятки людей, которые хотели бы что-то сделать в этой области, причем их мотивы часто не достижение прибыли, а забота о собственных детях. Есть много предпринимателей, которые готовы поддерживать эти проекты, но их сложно реализовывать. Например, нельзя иметь надомный садик на 5-м этаже – только на 1-м или на 2-м, запрещали надстраивать третьи этажи над существующими зданиями детских садов. Сейчас этот вопрос сняли, несколько модельных проектов мы поддержали, это обходится дешевле и быстрее позволяет увеличить их емкость. Но эти проекты не могут прорваться, есть законодательные и нормативные сложности, а практики такой нет. С другой стороны, для этого наше агентство и создано, чтобы на примере таких проектов смотреть, в чем сложности и как все упростить. А с другой стороны, вроде льгота положена, и люди хотят ее получить, но практики в стране не сложилось, чтобы создать равные условия и отдать эти деньги родителям. Мне кажется, оптимизируя управление средствами, которые есть сегодня в бюджетах, пуская их по разным каналам, мы можем добиться большего. Родитель сегодня намного активнее, чем раньше, очень востребованы разные дополнительные услуги, но государственная система в полной мере этого не дает даже на платной основе. Создать для этого условия мне кажется правильным. Мы в наших детских садиках во многом дублируем семью. Мы выгуливаем детей, создаем для этого площадь участка, на котором завязаны все санитарные нормы. С одной стороны, это в хорошем смысле рудимент советской эпохи, когда мы создаем хорошие условия для детей, но, с другой стороны, на всех детей этого не хватает. Нам нужно дифференцировать услуги по присмотру, по разному времени, по разному качеству услуг, может быть, даже по стоимости для родителей или для государства, чтобы дать возможность развиваться разным формам. Ирина ТАРАДАНОВА, заместитель директора Департамента общего образования Министерства образования РФ: аша политика: дети в максимальном количестве должны пройти подготовку к школе, чтобы у них был равный старт. С моей точки зрения, правильная ситуация – когда наряду с государственным сектором развивается сектор негосударственных услуг. Даже в лучшие времена, когда не было очередности, все равно сектор негосударственных учреждений – дошкольных и школьных – всегда существовал, потому что в условиях массового сада не всегда дети с какими-то проблемами могли комфортно там пребывать. Новое в этой ситуации то, что подключается бизнес, возможно, это будут дополнительные инвестиции в дошкольное образование. Если раньше в нормативном отношении существовали некоторые проблемы, то сейчас, с выходом нового Типового положения о ДОУ, эта ситуация стала вполне законной. Мы в большей степени поддерживаем такую конфигурацию, когда есть семейный сад, когда его воспитатель – штатный сотрудник дошкольного муниципального образовательного учреждения, прошел медкомиссию, имеет трудовую книжку, те же социальные гарантии, что и другие воспитатели. При этом есть определенный контроль качества пребывания детей в таком семейном дошкольном учреждении и по питанию, и по медицинскому обслуживанию, и по поводу предоставления методической помощи воспитателю. Поскольку ответственность государства за то, что творится в таких садах, не снимается, мне кажется, что наряду с другими формами эта более ответственная. Но владельцы частных детских садов предпочитают не регистрировать как предприятия эти семейные сады, и возможно, это связано с налоговой системой. Притом что сейчас все упростилось, не все находят в себе силы пройти все процедуры и зарегистрироваться частным предпринимателем. Но есть и те, кто становится частным предпринимателем, объединяются в ассоциации люди, которые занимаются таким общим делом. Я полагаю, что с принятием законопроекта о том, что негосударственные образовательные учреждения будут также финансировать из бюджета, появится сигнал к тому, чтобы детских садов было много, причем разных и хороших. Сегодня есть такая практика: если маме не предоставляют место в детском саду, то ей выплачивают денежную компенсацию и она получает деньги за ненахождение ребенка в дошкольном учреждении. Само по себе это справедливо, потому что каждый налогоплательщик, имеющий детей дошкольного возраста, имеет право на свою часть в распределении благ. Но существуют и определенные риски: пока деньги есть в субъекте, их мамам дают, деньги закончились, выплаты закончились, проблема не решается. С нашей точки зрения, возможно, как временная мера это имеет право на существование, но мне кажется, что было бы перспективнее, чтобы эти деньги вкладывали в создание новых дошкольных мест, хотя прекрасно понимаю: люди живут здесь и сейчас, им сейчас нужны места в ДОУ, а не тогда, когда в это будут вложены деньги. У нас есть гарантии, защищенные Конституцией, но в отличие от школьного дошкольное образование необязательно, есть право, но не обязанность родителей пользоваться услугами дошкольного образования. Государственная аккредитация с недавнего времени для дошкольных образовательных учреждений отменена именно потому, что, во-первых, оно необязательное, а во-вторых, ребенок развивается не постепенно, а скачкообразно, и трудно предъявлять какие-то требования к необязательному образованию. Однако это не значит, что отсутствует стандарт качества и контроль над его исполнением. Прежде всего есть рамки – федеральные государственные требования к структуре, к условиям. В отличие от школьных стандартов там нет требований к результатам, в то же время в новом законопроекте «Об образовании в РФ» предполагается образование сделать уровневым, тогда мы будем разрабатывать стандарты в полной мере. Также там предполагается, что федеральный орган будет утверждать основные программы дошкольного образования, и это позволит отслеживать его качество на всей территории.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте