Как привлечь девятиклассников к посещению музеев? Сделать это непросто, но поскольку многие из моего класса хотят поступить в профильные классы, им необходимо позаботиться о собственном портфолио. Я предложил участвовать в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Таким образом, мы не просто будем ездить по музеям, а еще поучаствуем в олимпиаде, за которую ребята обязательно получат дипломы. Кроме того, это отличная возможность пройти интересные квесты и пообщаться друг с другом в неформальной обстановке.
Поэтому я поставил перед собой три главных задачи. Первое: привлечь к первым поездкам самых активных ребят, чтобы премьерное посещение получилось увлекательным и заинтересовало остальных. Второе: выбрать музеи, которые были бы интересны моим девятиклассникам и соответствовали образовательной программе. Третье: построить работу в музее таким образом, чтобы было как можно больше совместной деятельности.
С первой задачей мне как классному руководителю справиться очень легко, тем более что ребята из-за санитарных ограничений два года ничего не посещали. На первую поездку согласились поехать двое, но мне этого было достаточно. Задача была просто весело провести время, чтобы остальные за этим подтянулись.
Для первого визита я выбрал Государственный музей спорта. Там очень красочная экспозиция, нет избыточной текстовой информации и очень много спортивного инвентаря, который притягивает глаз. Нам повезло, что задания олимпиады в музее составлены таким образом, что позволяли узнать самые интересные факты. Кроме того, я как учитель физической культуры мог дополнить описание различными историческими фактами в области спорта. Итогом нашего посещения стало то, что на следующий день ко мне обратились сразу 10 учеников нашего класса с желанием тоже участвовать в олимпиаде.
Перед второй поездкой я рассказал ребятам, что многие музеи принимают Пушкинскую карту, которая дает право бесплатного посещения. Ажиотаж среди ребят увеличился. Во второй музей мы ехали в составе десяти человек. Здесь я поставил себе задачу организовать деятельность таким образом, чтобы они выполняли задания коллективно: разделил вопросы между ребятами, но ответами напрямую делиться запретил. Мы делали иначе: если ученик нашел ответ, он должен был его обосновать перед всеми, а остальные в этот момент изучали обозреваемую экспозицию.
Для решения второй задачи я пошел с опросом к учителям-предметникам с вопросом, какой музей лучше посетить. После проведенного опроса сложилась более ясная картина, я представил ее ребятам, и мы вместе утвердили план дальнейших поездок.
Всего в рамках олимпиады мы посетили более десяти разных музеев и один парк. За это время я увидел, насколько выросла познавательная активность моих девятиклассников. Чем больше музеев мы посещали, тем чаще ребята задавались вопросом «Почему?», им становились интересны те части экспозиции, которые не охватывала программа музея, они стали самостоятельно искать дополнительную информацию дома, а потом делились ей с одноклассниками и со мной.
Олимпиада закончилась 31 марта, и наш класс завершил ее блестяще: в классе 7 призеров и победителей. Несмотря на то что олимпиада завершена, ребята настаивают на продолжении нашей музейной активности, их заинтересовала наука в том или ином проявлении. Один учащийся после посещения Музея ДОСААФ решил изучать вопросы авиации. На мой вопрос: «С чего вдруг?» ответ был дан сразу же: «Я хочу понять, как самолет может летать, если крылья у него направлены в обратную сторону».
Я понял, что процесс искреннего детского любопытства запущен!
Алексей ЛОМОВ,
педагог-организатор ОБЖ, классный руководитель 9‑го класса школы №853
Комментарии