search
main
0

Как кубик Рубика. Составляющие системы образования одни и те же, но каждый день все пересобирается по-новому

​Сегодня к системе дополнительного педагогического образования много вопросов и пожеланий практически у всех участников образовательного процесса, особенно у родителей. И это в определенном смысле правильно: сама жизнь ставит учителя в условия, когда он должен постоянно развиваться и совершенствоваться независимо от того, сколько он проработал – 5 или 30 лет. А все потому, что каждый год в образование приходят новые дети. И учителю надо меняться, чтобы не отстать от них. В Институте развития образования Липецкой области уверены: с педагогами региона этого никогда не случится.

Ректор института Любовь Черных проводит такое сравнение: система образования подобна кубику Рубика – вроде бы составляющие одни и те же, но не то что каждый год, каждый день все пересобирается по-новому. И отвечать на эти вызовы оперативно и качественно надо уметь и школе повышенного уровня, и школе в трудном контексте. Даже сразу и не скажешь, кому этот навык нужнее…Три года назад, когда все чаще стали говорить о том, что качество образования – это приоритетное направление деятельности региональных органов власти, в институте разработали проект «Равенство образовательных возможностей». Основная задача проекта – создать одинаковые условия для получения качественного образования во всех школах – малокомплектных, сельских, городских и др. Кстати, сегодня, по словам Любови Черных, та самая проблема создания единого образовательного пространства существует отнюдь не на региональном уровне. Ребенок, переходя из школы одного микрорайона в школу другого, вполне может столкнуться с совершенно иными образовательными реалиями. По крайней мере, для Липецка это точно справедливо. Поэтому сегодня ИРО активно изучает практику школ, с какими комплектами они работают и почему… Но это к слову о едином образовательном пространстве.Естественно, как считает ректор института, в проекте «Равенство образовательных возможностей» ставка была сделана на работу с учителем. «Мы определили по итогам аттестации проблемные зоны, определили муниципалитеты, где ряд школ в течение нескольких лет показывали низкие результаты, и стали работать с ними. Этот проект стал для нас фундаментом для включения в федеральный проект по работе со школами с низкими результатами обучения и находящимися в сложных социальных условиях», – рассказывает Любовь Черных.Школы в сложных социальных условиях – это вообще особая и очень проблемная история, разбираться в которой можно строго индивидуально и никак не с целью закрыть и организовать подвоз. Это последнее радикальное решение, если уж не срабатывают ни дистанционные технологии, ни повышение квалификации, ни воспитательная работа. А такое, конечно, может случиться, ведь чаще всего такие школы удалены от развитой социально-культурной инфраструктуры, там учатся дети из сложных, неблагополучных семей. Большую роль, конечно, играет здесь и кадровый потенциал, который остается таковым только по названию: учителя в таких школах очень часто работают сверх возможного и не по профилю – опять же в силу отсутствия кадров. И учитель в такой школе зачастую остается один на один с собой, и ему неудобно, да и некому признаться в том, что он чего-то не знает, и он может из года в год идти со своей проблемой. А сторонним оценочным процедурам он может не доверять, потому что велика вероятность, что по их итогам «накажут невиновных». Принимая во внимание особое положение учителя в такой школе, специалисты липецкого ИРО сразу дали понять педагогам образовательных организаций, которые попали в проект: об их пробелах не узнает никто, кроме них самих, все делается лишь для того, чтобы им стало легче работать – и предметно, и психологически.Интересно, что институту в работе с «отстающими» школами помогают школы «опережающие». Для кого-то из них, по словам Любови Черных, такое предложение стало своего рода знаком признания заслуг, поэтому за дело взялись с особенным энтузиазмом, и многих подшефных уже удалось вывести из зоны риска. А все потому, что внимание уделяли буквально всему – от плана урока до управленческих документов. Ведь ни для кого не секрет: если в школе низкие результаты, вполне может хромать именно административный компонент.Вопрос кадров, как всегда, один из самых трудных. Тем более в педагогике. Чтобы решать его умно, в Липецкой области разработали модель персонифицированного повышения квалификации с учетом оценочных процедур. «Мы встречались и с руководителями муниципальных органов власти и школ, и с представителями Липецкого государственного педагогического университета имени Семенова-Тян-Шанского и Елецкого государственного университета имени Бунина и решили, что сегодня, чтобы повышать квалификацию учителя и адекватно работать над теми проблемами, которые у него есть, ему нужно об этих проблемах знать», – говорит Любовь Черных. Ведь, действительно, порой, и особенно в школе повышенного уровня, учитель уверен, что у него все в порядке: олимпиадников становится с каждым годом все больше, ЕГЭ сдают от 80 и выше… Правда, ничто не бывает идеальным, но, чтобы не навязывать эту болезненную мысль сверху, в Институте развития образования Липецкой области решили предложить самим педагогам рассказать о своих профессиональных недостатках и прийти с запросом на развитие недостающих компетенций. Поэтому теперь в регионе постепенно входит в практику подготовка «технического задания» на повышение квалификации: директор школы и педагог, которому оно предстоит, вместе должны обдумать этот документ и представить его в ИРО. И сделать это нужно ответственно, не для «галочки», потому что на основе этого документа затем будет выстроен индивидуальный курс повышения квалификации конкретного педагога.По словам ректора института, сегодня, чтобы учитель вырос и качественно изменился, должно измениться не только содержание курсов повышения квалификации, но и, пожалуй, отношение педагога к оцениванию его профессиональных качеств. Взять хотя бы инновационные методы оценивания учителей… учениками. В продвинутых вузах это сплошь и рядом, причем весьма серьезно. А попробуй сказать школьному учителю, что его оценит ученик? А ведь на самом деле не может быть не важной оценка школьника, даже выпускника, ведь школа, как известно, – действо с отложенным эффектом… Именно об этом, по словам Любови Черных, заставляет задуматься новая модель аттестации педагогов, она в том числе позволяет учителю ощутить себя на одной ступеньке с учеником и понять процедуру оценивания изнутри – все ее правильно/неправильно, справедливо/несправедливо…В этом году в ИРО был разработан и Единый фонд оценочных материалов для учителей русского языка и математики, а также запущено пилотное тестирование. «Наша задача здесь не сказать учителю: «Ты плохой учитель!», а помочь ему увидеть проблему», – говорит Любовь Черных. К сожалению, по ее словам, по итогам тестирования у педагогов региона обнаружились проблемы как в методическом плане, так и в предметном. Но у кого их, спрашивается, нет? Главное – понимать, что это повод не для наказания, а для развития. А ведь есть еще и компетенции, касающиеся работы с детьми с ОВЗ и повышенными образовательными потребностями, с детьми с отклоняющимся поведением и часто болеющими детьми… И они тоже нужны учителю. Сейчас в ИРО как раз завершают обучение две группы: по технологии работы с особыми детьми и «классическая» – по повышению качества образования.«Когда молодой педагог приходит в школу, это очень волнительно и ответственно, но в основном все понимают: право на ошибку у него есть, он только начинает. У опытного педагога такого права чаще всего нет. Поэтому мы должны сделать все, чтобы ему помочь и опередить все возможные ошибки, подготовив учителя к работе в современной школе. Развиваться и совершенствоваться необходимо независимо от того, сколько он проработал – 5 или 30 лет», – уверена Любовь Черных.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте