Подготовка Общенациональной стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года подходит к завершению. В январе ее проект был представлен для широкого обсуждения. Свои предложения внесли политические партии, региональные органы управления образованием, коллективы НИИ, образовательные организации, детские, молодежные, родительские и общественные объединения. Все были единодушны – нужна действенная и эффективная стратегия воспитания. Что сегодня предстоит сделать для завершения этой работы? Вопрос стал главным в повестке дня парламентских слушаний «Об общенациональной стратегии развития воспитания в Российской Федерации», проходивших 13 апреля в Совете Федерации.
Открывая слушания, спикер Валентина Матвиенко особо подчеркнула, что в документе воспитанию придается статус государственного приоритета, закреплено положение о его возвращении в систему образования. Есть вполне конкретные негативные явления, на преодоление и профилактику которых должна работать стратегия, заметила Матвиенко. Такие, к примеру, как распространение в детской и молодежной среде алкоголизма, наркомании, агрессивности, нетерпимости, национального и религиозного экстремизма. Конечно, соответствующие меры в документе прописаны, но давайте еще раз вместе оценим их комплексность и достаточность, предложила Валентина Ивановна.По мнению спикера, одно из позитивных явлений – вернувшееся понимание того, что детский сад, школа, вуз не просто место предоставления образовательных услуг. Нужно всячески поддерживать образовательные организации, успешно сочетающие учебные и воспитательные функции, обеспечить условия, в том числе законодательные, для развития, к примеру, кадетских школ, классов, считает Матвиенко. Воспитание, культура, образование – это те сферы, которые существуют и должны существовать преимущественно на бюджетные средства, подчеркнула спикер. Здесь неуместна коммерциализация. В противном случае появляются иные, чуждые нам интересы и влияния, а потом снова понадобится работа над ошибками, подвела итог своему выступлению Валентина Матвиенко. Обсуждение документа шло более четырех месяцев. В рабочую группу поступило 623 предложения. Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов дал анализ предложений. Большая часть их касалась усиления воспитательной роли семьи, повышения эффективности ее взаимодействия со школой. Нередко на дискуссионных площадках разгорались споры. Какое место в системе воспитания должны занимать традиции и современность? Как обезопасить детей от вредного влияния Интернета? Сегодня настала пора завершить все дискуссии и поставить точку в работе над документом, ведь, как известно, совершенствованию нет предела, подвел черту Вениамин Шаевич.В ходе парламентских слушаний участники высказывали мнение о документе и, конечно, вносили поправки. Первым выступил председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства Альберт Лиханов.Мы считаем, что когда «балаболим», говорим, внушаем что-то детям, заметил детский писатель, то мы их воспитываем, добиваемся своей цели. Ничего подобного. В одно ухо входит, в другое выходит. Воспитывают дела. Альберт Анатольевич на примере Белгородской области постарался показать, как сделать процесс воспитания действенным. К примеру, сейчас во всех школах Белгородчины дети заканчивают написание домашнего двухмесячного сочинения «История моей семьи в истории Великой Победы». А несколько лет назад в регионе провели такой же конкурс, только он назывался «История моей семьи в истории моего края». Важно, что победителей чествуют торжественно, губернатор Евгений Савченко жмет руку каждому, вручает подарок при полном зале в филармонии. Происходит сближение разных поколений. В тон эмоциональной речи известного защитника детства прозвучало выступление Владимира Грамматикова, кинорежиссера, продюсера компании «Walt Disney» в России. Владимир Александрович рассказал о киноальманахе «Счастье – это…», авторами которого стали молодые режиссеры. С триумфом прошли их картины. Зрители приходили семьями, чтобы посмотреть работы молодых режиссеров и поразмышлять вместе с ними, что же такое счастье. Именно семейное кино, если говорить о духовно-нравственном воспитании, имеет рычаги воздействия, убежден режиссер. Елена Мизулина, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, заметив, что можно до бесконечности править текст документа, внесла в него и свои замечания. По ее мнению, важно прямо записать: «Необходимо включение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в состав учебных предметов основной программы на всех ступенях общеобразовательной школы». Предмет, который действительно затрагивает духовно-нравственные основы, нужен детям на протяжении всего школьного периода, убеждена Елена Борисовна. Ирина Лобода, директор Департамента образования Ярославской области, рассказала, что у педагогов региона большой интерес вызвал раздел «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций». Новые формы работы с детьми очень востребованы педагогами. В последнее время только ленивый не говорит о пагубном влиянии Интернета на детей, заметила Ирина Валентиновна. А все ли мы сделали, чтобы наполнить Интернет позитивными активностями? В области накоплен опыт реализации интернет-проектов для школьников. Недавний проект «Наследники Победы. Поколение NEXT» стал массовым. Точно так же, как в Белгороде, учителя решили привести ребят к ветеранам, чтобы услышать их воспоминания, записать и выложить все в Интернете. В ходе работы над проектом свершаются не парадно-плакатные, а реальные встречи поколений.Стратегия – это государственный документ, на основе которого будут разрабатываться дальнейшие планы, программы. Потому не случайно в ходе обсуждения поступали предложения о доступном и понятном изложении, чтобы любой родитель или школьник мог прочесть этот текст. Министр связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заметил, что перевести его на простой, понятный язык сложно, но создать параллельно пояснительный текст вполне реально. Алексей Константинович, продолжив тему об опасности Интернета, заметил, что точно так же можно говорить о негативном влиянии бумаги. Мы детей от всего не оградим, важно научить их правильно воспринимать то, что они в Интернете увидят. В парламентских слушаниях наравне со взрослыми приняли участие и школьники. Егор Мишин, ученик 8-го класса тульской школы №25, признался: «Тема сегодняшней встречи мне интересна. Я ознакомился с документом относительно быстро, но все-таки он труден для понимания». Егор считает необходимым подготовить хорошее информационное сопровождение документа, привлекая для этого и детские СМИ. «Мы хотим принимать участие в решении вопросов, которые касаются наших интересов, нашего будущего», – подчеркнул юноша.Полина Максимова, ученица 10-го класса московской школы №1208, считает в стратегии важным пункт о развитии творческих способностей каждого школьника. Полина уже определилась с будущей профессией – станет журналисткой. Она добросовестно конспектировала все выступления, чтобы рассказать о слушаниях в школьной газете. Будущая журналистка полностью разделяет мнение взрослых, что Интернет не зло или добро, а просто ресурс. Это наша среда, подтвердила Полина. Почему бы взрослым не поговорить с нами в нашей среде? Стратегия – это шаг к сближению родителей и детей, считает школьница. Антон Молев, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы, и Ефим Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» №548, были солидарны – воспитывают дела, а не красивые слова. Современные дети в большинстве своем любознательны, терпеливы, отзывчивы, бурно и негативно реагируют на любую ложь. И это нужно учитывать при общении с ними. Президент некоммерческой организации «Ассоциация предприятий индустрии детских товаров» Антонина Цицулина убеждена: качество культурной и детской игровой среды абсолютно не отвечает вызовам нового времени. В связи с этим предлагается включить в план по реализации стратегии специальный раздел «Развитие социальной инфраструктуры для детей». Мы сколько угодно можем говорить о том, что дети должны читать правильные книжки, играть в правильные игрушки, но если их никто не будет писать и издавать, если их никто не будет изобретать и производить, это все так и останется на бумаге, заявила Антонина Викторовна.Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова озадачила всех вопросом: «Можно ли измерить эффективность воспитания?» «Совсем недавно в «Учительской газете» я прочла колонку главного редактора, который процитировал слова одной учительницы. Та написала в отчете, что изучение романа «Война и мир» повысило уровень патриотизма школьников на 48 процентов, а самосознание – на 12 процентов, – поделилась своими мыслями с участниками слушаний Лилия Салаватовна. – Думаю, настало то время, когда мы должны перестать стесняться учить наших детей любить свою страну, знать слова гимна, гордиться флагом, чтить подвиг наших предков. И тогда, наверное, любая стратегия будет нам под силу».Итогом слушаний стала рекомендация Министерству образования и науки и рабочей группе о доработке проекта стратегии с учетом состоявшегося обсуждения и других поступивших предложений.
Комментарии