Измерить качество повышения квалификации педагогов нелегко. Это связано с особенностями повышения квалификации как образовательной системы: специфика слушателей курсов, которые имеют профессиональное образование, особенность требований, предъявляемых к учебным программам и к организации учебного процесса.
Качество обучения в системе повышения квалификации определяют разные факторы. Введенский В.Н. полагает, что технология оценки качества курсовой подготовки должна включать в себя параметры, которые можно реально оценить в существующих условиях, и параметры, на которые возможно влиять, учитывая полученную в ходе мониторинга информацию.
В Казахстане государственный заказ на повышение квалификации педагогических работников реализуется филиалами акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Центром на основе изучения международного и отечественного опыта разработан единый для всех филиалов диагностический инструментарий мониторинговых исследований, определены области оценивания и технология проведения.
Цель мониторинга – содействие повышению качества образовательных услуг, предоставляемых педагогам региона.
Для выполнения работ по изучению и оценке качества краткосрочных курсов повышения квалификации Карагандинским филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» разработан внутренний нормативный документ – Порядок мониторинга качества краткосрочных курсов повышения квалификации.
Порядок определяет этапы и процедуры мониторинга, последовательность основных видов измерительных работ, сроки их исполнения и предоставления аналитической информации, действия ответственных лиц.
Диагностическая методика предполагает анкетирование и тестирование слушателей, которые проводятся в первый (входная) и предпоследний (выходная) день курсов.
В Карагандинском филиале входная и выходная диагностика производится в электронном режиме. Полученные данные входной диагностики обрабатываются сразу после их сбора. По итогам диагностики на второй день курсов координатор курса получает информацию о качественном составе каждой группы слушателей, предпочитаемых формах обучения, типичных профессиональных затруднениях педагогов и их образовательных потребностях.
Такая оперативная информация позволяет своевременно адаптировать содержание курсовой подготовки адекватно профессиональным запросам педагогов и понять причины, побуждающие их чувствовать необходимость в повышении педагогического мастерства.
Как показывают результаты мониторинговых исследований 2015 года, педагоги обучаются на курсах с высокой мотивацией, так как основными целями прибытия на курсы являются:
– потребность в повышении профессиональной компетентности (79,9%);
– потребность в изучении новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий обучения (55,7%);
– обмен опыта с коллегами (49,9%).
54% педагогов указывают, что курсы повышения квалификации являются для них основным источником инновационной научно-методической информации.
Образовательные потребности слушателей характеризуются следующими особенностями:
– предпочтение активных методов и тренинговых форм обучения;
– участие в выездных практических занятиях на базе образцовых организаций образования;
– приобретение в период курсовой подготовки информации об инновационном международном опыте в системе образования;
– осуществление взаимодействия с ИПК в сфере издательского дела;
– участие в работе сетевого сообщества.
С созданием АО «НЦПК «Өрлеу» на основе выходной диагностики стал выявляться уровень удовлетворенности слушателей содержанием и организацией курсов повышения квалификации.
Мнение слушателей о курсах повышения квалификации выявляется по параметрам образовательного процесса:
a) содержание курсов повышения квалификации, формы, методы, технологии курсовой подготовки; уровень работы преподавателей;
b) достижение поставленных целей, овладение новыми способами мышления и деятельности, повышение профессиональной компетентности;
c) качество организации образовательной среды: совокупность информационного, технического, кадрового, учебно-методического обеспечения.
Эти содержательные блоки составляют основу выходной анкеты. Слушатели оценивают их по 10-бальной шкале.
Указанные параметры оценки отражают именно те компоненты курсовой подготовки, которыми реально можно управлять в рамках системы повышения квалификации. Поэтому анализ выходной анкеты помогает не только в повышении качества организации и проведении курсов, но и дает пищу для размышления самим преподавателям, побуждает задуматься, насколько высок его профессионализм и мастерство.
Оценка успешности освоения слушателями программ повышения квалификации проводится путем сравнения результатов входного и выходного тестирования. Тесты разрабатываются для каждой учебной программы в трех вариантах по 30 критериально-ориентированных вопросов в каждом.
Кроме входного и выходного анкетирования и тестирования слушателей, мониторинг включает анализ результатов самостоятельной и проектной работы слушателей. Поэтому в программе краткосрочных курсов повышения квалификации предусмотрена разработка мини-проекта.
С требованиями к содержанию мини-проектов и их тематикой координатор курса знакомит слушателей в первый день обучения. Для выполнения проектных работ слушатели могут объединяться в группы по 3-4 человека или работать самостоятельно.
Тематика проектов может корректироваться слушателями или же определяться по их собственному выбору. Защита проектных работ осуществляется в последний день курсов в форме презентации Power Point.
Результаты защиты курсовых проектов подтверждают заинтересованность педагогов в поиске эффективных механизмов внедрения новых подходов в развитии функциональной грамотности школьников и инновационных педагогических технологий преподавания и обучения.
Технология мониторинга предполагает подготовку аналитических отчетов. Они включают информацию об уровне успешности освоения учебных программ, удовлетворенности слушателей содержанием, качеством преподавания и ресурсным обеспечением курсов повышения квалификации. Структурирование информации и своевременный анализ динамики и состояния образовательного процесса на курсах повышения квалификации позволяют обеспечить его качество.
На основе мониторинга качества знаний слушателей и оценки слушателями качества преподавания на курсах определяется индекс рейтинга профессорско-преподавательского состава. Этот индекс учитывается руководством Карагандинского ИПК при распределении преподавательской нагрузки на учебный год, направлении на стажировки, рекомендации на издание методической литературы и осуществлении наставничества.
Об авторе
Жетписбаева Мейрамгул Асылбековна – начальник отдела мониторинга и анализа филиала акционерного общества \”Национальный центр повышения квалификации \”Орлеу\” Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области, город Караганда, Казахстан
Фото Ольги Максимович
Комментарии