search
main
0

Как изменилась московская школа

Сегодня школа воспринимается обществом не только как образовательное учреждение, но и как модель самой жизни. Со времен Выготского мир, безусловно, изменился. И продолжает меняться. Но что-то осталось неизменным – школа всегда выступала и выступает отражением ценностей и смыслов общества. Именно в ней сосредоточен весь культурный опыт нашей страны, который формирует человека будущего.

Школьное образование индустриальной эпохи – это та самая классическая модель школы, которая зародилась в период расцвета промышленной революции. Несомненно, она обладает исторической пользой и даже некоторым очарованием для современников. Такую школу вполне можно назвать конвейером по массовому производству профессиональной и общественной «судьбы человека».

Сегодня у школьников сформировался запрос на более гибкую, персонализированную и вариативную образовательную деятельность. Школа начинается с пространства, поэтому в московской школе появились помещения нового типа, которые учитывают разные виды учебной деятельности: самостоятельной, групповой, проектной.

 

КУДА ДЕЛИСЬ КАБИНЕТЫ ФИЗИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА?

Речь идет о замене предметных классов на универсальные и специализированные кабинеты, например, в новых зданиях предусмотрены лабораторно-исследовательские комплексы и IT-полигон. Теперь это многофункциональные, гибкие, эстетичные и комфортные образовательные пространства, способные быстро реорганизовываться в рамках одного помещения, что позволяет педагогу чередовать при необходимости разные типы деятельности для организации групповой или индивидуальной форм занятий. IT-полигон выполняет функцию образовательного пространства для получения навыков в области искусственного интеллекта, цифрового пространства и программирования, а лабораторно-исследовательские комплексы позволяют проводить междисциплинарные исследования в разных предметных областях (химия, физика, биология). Занятия по русскому языку и литературе, математике, истории и географии теперь проходят в универсальных кабинетах – больше нет предметного закрепления пространств: каждый такой кабинет можно быстро адаптировать под конкретный предмет и педагогическую задачу. Также в кабинетах нового типа обеспечивается принцип формирования открытого образовательного пространства для ликвидации традиционных замкнутых учебных помещений.

 

КУДА ПРОПАЛ АКТОВЫЙ ЗАЛ?

Привычный актовый зал заменило открытое многофункциональное многосветное пространство, по-простому – атриум, открытый тип лестницы-амфитеатра. Такое пространство выполняет функции актового зала, театра, конференц-зала, лектория и общего пространства для коммуникации. Это единый композиционный центр здания, центральное коммуникативное ядро школы, где рождается атмосфера единства. Такое пространство не только позволяет экономить полезную площадь в школе, но и становится центром притяжения всех участников образовательного процесса.

 

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ?

Столовая, как мы ее понимали раньше, осталась в прошлом. Сегодня это комфортный обеденный зал, место, куда учащийся приходит не только на завтрак или обед, но и для отдыха и коммуникации. Эстетичное пространство с удобной мебелью, эксплуатируемыми подоконниками в качестве обеденных столов и местами для общения – идеальное место для обмена школьными новостями, обсуждений и работы. Дополнительно в таком обеденном зале предусмотрены зоны для обучающихся, которым по медицинским показаниям необходимо индивидуальное питание.

 

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ БИБЛИОТЕКА?

Теперь это многофункциональный библиотечный центр, медиатека, которая выполняет функции пространства для коммуникации, проектной работы, проведения занятий дополнительного образования, организации внеурочной деятельности, проведения соревнований и конкурсов. От пространства работы зависят сам процесс и, как следствие, его результат, поэтому очень важно обеспечить в школе комфортные места, где ребенок и педагог с удовольствием будут читать, проводить исследования, писать статьи, готовить уроки, общаться или просто отдыхать.

Для всех помещений согласно Стандарту «Московская школа» версия 2.0 разработан единый дизайн в стиле мягкого лофта, для которого характерно проектирование больших пространств с возможным разделением на функциональные зоны. В отделке предусмотрено использование материалов, привычных для города: бетон, кирпич, стекло. Цветовая гамма – приглушенная, без ярких красок, с редкими насыщенными акцентами. Современная школа должна быть доступной, технологичной, многофункциональной, эстетичной и безопасной. Ключевые изменения школьного пространства направлены прежде всего на создание эффективной и комфортной образовательной среды как для ребенка, так и педагога.

Сергей Антонов, начальник отдела стандартизации ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ

 

«Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знаний, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и все в жизни) в процессе работы»

Лев Выготский «Психология и учитель»

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте