Известно, что предложение стать самостоятельными и независимыми с хозяйственной, экономико-правовой точки зрения, школы восприняли неоднозначно.
И директоров, не рискнувших шагнуть на эту новую ступеньку, тоже понять можно – лучше уж остаться зависимым от кого-то там наверху, полагающего, что он лучше знает твои проблемы, чем вовсе разориться и угодить в экономическую мышеловку из-за элементарного отсутствия знания предмета. Словом, ситуация в конце концов зашла бы в тупик, если бы школе на помощь не пришли специалисты, готовые поделиться своими знаниями со всеми, кто их пожелает выслушать.
В 2001 учебном году экономический факультет Московского государственного педагогического университета (МГПУ) приветствовал первых своих слушателей – директоров школ Западного округа Москвы. Тогда эти курсы носили еще экспериментальный характер, но поскольку проект показал свою полную состоятельность, он плавно перешел в программу реформы отраслевого менеджмента «Столичное образование», которая охватила в итоге уже все образовательные учреждения Москвы.
– Мы разработали две системы подготовки по актуальным вопросам экономики и права для руководителей образовательных учреждений, – рассказывает декан экономического факультета МГПУ Михаил Левицкий. – Причем в данном случае речь идет об образовательных учреждениях всех видов и типов – начального, среднего, дополнительного, профессионального и, наконец, дошкольного. Первая программа – это своеобразный ликбез для директоров школ, которые должны получить у нас минимум знаний и умений в области экономики и права. Почему минимум? Да потому, что «грузить» людей информацией, которая не относится к их прямой профессиональной деятельности, малоперспективно. Мы попытались тут как-то поведать о возможных путях развития нормативного финансирования в стране, и за полчаса буквально «потеряли» аудиторию. Интерес держится, пока мы говорим о тех проблемах, с которыми наши слушатели могут реально столкнуться на практике. Поэтому структура учебного плана непосредственно для руководителей образовательных учреждений рассчитана всего на 16 часов занятий. Мы предлагаем им самый «отжатый» в буквальном смысле слова практический материал – например, особенности и технологии налогового права, этапы бюджетного финасирования, условия системы налогообложения, договорные отношения, процесс перерегистрации документов, оформления приема благотворительных средств, организации платных образовательных услуг и так далее.
После всех этих семинаров, на которых, кстати говоря, иной раз разгорается весьма живая дискуссия и на лектора обрушивается море вопросов, мы предлагаем нашим слушателям написать локально-отраслевой реферат по тем или иным проблемам конкретного образовательного учреждения, которым они имеют честь руководить. В этом реферате мы просим описать проблему (допустим, такой вопрос, как составление сметы в школе), рассказать, как она решалась до недавнего времени, и, наконец, как ее следует решать теперь директору в рамках существующего нормативно-правового регламента. Этот реферат даст нам ответ на многие вопросы, в том числе и на тот, насколько хорошо подготовлен наш слушатель, способен ли он в дальнейшем на самостоятельную работу в данном направлении. Если руководитель того или иного образовательного учреждения теперь, что называется, в курсе дела и для него многие вопросы экономики и права перестали быть «страшным темным лесом», мы аттестуем его соответствующим образом и отпускаем в свободное плавание, но на произвол судьбы не бросаем. В любую минуту наши специалисты готовы дать ему необходимую бесплатную консультацию.
К октябрю этого года мы рассчитываем, что соответствующую экономико-правовую аттестацию получат все 400 тысяч руководителей образовательных учреждений Москвы. У нас есть все основания так полагать, ибо процесс движется довольно продуктивно.
Что же касается второй программы, то по ней мы готовим так называемых заместителей директоров школ по правовым, финансовым и экономическим вопросам. Это уже не ликбез. Здесь идет подготовка профессионалов, тех, кто должны стать серьезной опорой руководителю образовательного учреждения. Люди эти, как правило, предлагаются самими директорами школ, потом их утверждают в учебных округах и уже после направляют к нам. Среди них много учителей, а также лиц, временно незанятых, но имеющих при этом какое-либо высшее образование, есть даже коммерсанты и предприниматели. Работаем мы с ними несколько месяцев, предлагая куда более серьезные и глубокие знания в той области, где им предстоит трудиться. Так, среди прочих предметов они изучают вопросы организации труда и зарплаты, бухгалтерский учет и планирование, права и обязанности руководителя в системе налогового учета, а также нормативные документы и законы, постановления правительства, решения Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и т.д., то есть все то, что им непременно понадобится в их дальнейшей работе, если они собираются браться за дело всерьез. В конце курса они пишут дипломную работу, в которой предлагают программу экономического развития того образовательного учреждения, где им предстоит работать. И в случае успешной защиты диплома получают документ государственного образца, подтверждающий их квалификацию. Таких замов по экономике мы пока подготовили только около 200 человек, что и неудивительно, подобная работа отличается большей кропотливостью.
Кроме того, в помощь руководителям образовательных учреждений в 2002 году мы, следуя целевому заказу Департамента образования Москвы, подготовили брошюру под названием «Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях», где изложили основную часть наших лекций и занятий. Тираж был не очень большим. Но вскоре было выпущено второе издание, дополненное и исправленное, с учетом новых документов, появившихся к 1 июля 2003 года. Так что работа на месте не стоит. И мы со своей стороны воспринимаем ее не как докучливую нагрузку, а как серьезное, большое и очень хорошое дело, приносящее нам в том числе и огромное моральное удовлетворение.
Комментарии