Подготовка ребенка к школе – вопрос, который волнует сегодня каждого родителя дошкольника. О том, что может помочь детям учиться с энтузиазмом, рассказала кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета Галия Вахитова.
Многие современные родители очень рано начинают задумываться о будущих успехах ребенка и стараются как можно раньше занять его математикой или иностранными языками. Рекомендации эксперта о том, с чего все же следует начинать, даны интернет-ресурсом Растимдетей.рф
О ценности игры
К сожалению, чаще всего родители гонятся за накоплением знаний, при этом недооценивают игру, считая, что для детей это лишь развлечение. Однако это не так.
Игра для дошкольника является ведущим видом деятельности. Она позволяет сформировать все необходимое для полноценного развития, чтобы впоследствии успешно учиться. В процессе игры дети выступают в качестве активных субъектов действия, вникают в смысл сюжета, осуществляют его на практике. В ходе игры ребенок развивает и раскрывает собственные творческие возможности. Играя, дети почти не устают – для них это естественное действие, интересное и наиболее значимое.
В игре ребенок движется, развивает личностные качества. Уровень развития игры выступает главным показателем психологического благополучия дошкольника и младшего школьника. Родители, играя вместе с ребенком, могут готовить его к школе и помогать развиваться.
Чем полезна игра?
- Она развивает память, внимание, мышление, воображение — психические функции, без которых не обойтись в школе.
- Игра помогает адаптироваться в новом детском коллективе.
- Игра формирует самостоятельность, саморегуляцию.
- Она дает возможности применять полученные знания на практике.
- Игра развивает творческие способности и учит выбирать нестандартные пути решения различных ситуаций.
- Игра формирует элементарные трудовые умения и навыки.
- Она развивает нравственность.
Как отметила эксперт, известный психолог Лев Выготский обращал внимание на то, что личность формируется под воздействием трех факторов: наследственности, обучения и воспитания, среды и активности ребенка. В игре гармонично соблюдаются все внешние факторы, ведь игра активизирует ребенка, обучение и воспитание принимает форму совместной деятельности с родителями, а игровая среда помогает ребенку развиваться.
Последствия нехватки игры
Учителя начальной школы отмечают, что отставание в учебе в первом классе часто связано с низким уровнем произвольности поведения и познавательных процессов, с недостаточно развитыми мелкой моторикой, вниманием, слуховым восприятием, слуховой памятью, связной речью. Все это формируется в ходе игры – в ней ребенок чувствует себя естественно и мотивированно. А мотивация чрезвычайно важна в познании.
Недостаток игры может привести к следующим последствиям:
- нервному и умственному истощению;
- замедлению когнитивного и эмоционального развития;
- к депрессии в подростковом возрасте;
- сложностям в адаптации к новым условиям;
- слабому самоконтролю;
- сложностям в отношениях с ровесниками и взрослыми.
Виды игр
Разные виды игровой деятельности позволяют сформировать разные навыки и умения. Так, математические игры полезны для аналитического мышления. С их помощью ребенок учится сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать. Он может планировать свои действия, действовать по заданным правилам и алгоритмам. Это необходимо для подготовки к школе, поскольку процесс обучения в начальных классах основан на следовании определенным инструкциям.
Сюжетно-ролевые игры помогают познавать окружающий мир, развивают любознательность. Они позволяют моделировать мир и отношения в нем. Играя, дети вырабатывают схему взаимодействий с окружающими. Здесь нет заучивания информации, зато есть бесконечный простор для применения своих знаний на практике.
Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов необходимо для развития логики, когнитивных способностей, воображения и умения фантазировать. Нередко дети сами сочиняют загадки. Конструкторы развивают мелкую моторику, логику, координацию в пространстве, дают трудовые навыки, учат разбираться в схемах. Спектакли и постановки развивают память, учат передавать эмоции и чувства.
Играем вместе
Наиболее заметна польза для развития ребенка от совместных игр со взрослыми. Родители при этом должны соблюдать ряд условий:
- занимать в игре позицию равноправного партнера;
- понятно и выразительно объяснять детям задачу и правила игры;
- в ходе игры давать ребенку возможность быть в разных ролях;
- варьировать задания и правила игры;
- поощрять победителя.
Старайтесь не отказываться играть с ребенком, даже если нет времени. Стоит заранее находить для этого возможности. Подбирайте не слишком сложные игры, но и не слишком простые – интерес у ребенка теряется и в одном, и в другом случае. Поддерживайте ребенка, если у него не очень получается играть, хвалите за стремление победить.
Полезно придумывать новые игры с ребенком. Провоцируйте ребенка на придумывание новых правил. Чаще берите на себя роль ученика и задавайте ему больше вопросов. Стоит также помнить, что игра не должна быть принудительной, от нее важно получать удовольствие – тогда результаты будут видны.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о результатах эксперимента ученых, которые доказали, что жестокие методы воспитания детей провоцируют психические и эмоциональные расстройства.
Комментарии