search
main
0

Как и к чему готовить молодых? Участники Московского форума педагогических вузов России

«Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России», который прошел в МГПУ, приняли резолюцию, в которой поставили задачи развития высшего педагогического образования в современных условиях.

Участники форума единодушно констатировали, что важнейшие задачи российского образования – повышение уровня качества школьного образования, подготовка педагога для новой школы. Стратегические направления модернизации педагогического образования – развитие сети педагогических вузов вокруг базовых центров подготовки педагогических кадров, обеспечивающей действенную систему повышения квалификации преподавателей, создание и распространение инновационных проектов и технологий в педагогическом сообществе.Одним из важнейших векторов развития современного инновационного педагогического вуза стало его участие в создании научно-образовательных комплексов, построенных на принципах открытости сотрудничеству, эффективному сетевому взаимодействию, партнерству с институтами гражданского общества, социальной сферы и бизнеса.Одной из ключевых мер, нацеленных на повышение качества образования, признана поддержка всех инновационных начинаний в области синтеза и интеграции естественно-научных и социогуманитарных знаний в интересах повышения общих компетенций и культуры студентов педвузов. Актуальна для российского образования задача подготовки педагогов для обучения взрослых.В утвержденной в Год учителя Президентом РФ Дмитрием Медведевым национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одной из приоритетных задач наравне с повышением качества образования обозначено обеспечение успешной социализации молодых людей, сохранения и укрепления их здоровья. В связи с высокой социальной значимостью задача воспитания культуры здоровья подрастающего поколения требует более внимательного обсуждения в педагогической среде.Осознавая ответственность, возложенную обществом на институты образования, участники форума приняли решение о необходимости следующих мер, направленных на выполнение задач модернизации педагогического образования:- рекомендовать Министерству образования и науки РФ разработать концепцию региональных базовых центров подготовки педагогических кадров как системообразующих элементов педагогического образования в регионах страны, обеспечивающих непрерывность педагогического образования, проведение научных исследований по психолого-педагогическим и педагогическим наукам, организацию инновационной деятельности в образовании, а классическим и педагогическим университетам, педагогическим колледжам активизировать деятельность по созданию сетевых образовательных комплексов профессионального педагогического образования;- считать необходимой разработку системы показателей и критериев оценки деятельности педагогических вузов, позволяющих проводить их ранжирование (рейтингование) с привлечением университетского и школьного педагогического сообщества;- для подготовки педагогов, способных воспитать интеллектуально развитое, нравственно и физически здоровое поколение, рекомендовать педагогическим вузам:    включить в перечень дисциплин специализаций в вариативной части основных образовательных программ высшего профессионального педагогического образования дисциплины «Ценностные ориентации молодежи», «Герменевтика детства», «Социальное партнерство в системе образования», «Основы педагогической рефлексии», «Инновации в образовании», учебные курсы по проблемам организации антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях,    активизировать усилия научно-педагогического сообщества на решении теоретических и практических проблем взаимодействия права и морали, соотношения светских и религиозных ценностей в современных социальных условиях, проблем синтеза и интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в системе подготовки учителей; учредить ежегодный конкурс научных работ молодых ученых «Синтез естественно-научных и гуманитарных знаний в системе педагогического образования»;- для обеспечения потребностей экономики страны в специалистах среднего звена инженерно-технологического профиля, учитывая утвержденный 15 ноября 2011 года Правительством РФ Перечень профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования, необходимых для модернизации и технологического развития экономики, предложить:    ученым советам педагогических вузов рассмотреть вопрос о возможности подготовки и переподготовки на их базе преподавателей инженерно-технических дисциплин для колледжей профессионального образования,    кафедрам педагогики разработать методики профориентации учащихся школ с учетом требований Перечня приоритетных профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования;- для формирования корпуса высококвалифицированных специалистов в сфере управления образованием рекомендовать педагогическим университетам активизировать подготовку студентов по магистерским программам «Менеджмент в образовании», «Тьютор», «Основы интеллектуальной собственности и инновационного предпринимательства в образовании»;- рекомендовать педагогическим вузам активизировать работу по разработке учебников для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, с привлечением представителей различных научных и научно-педагогических школ, разработать механизм конкурсного отбора учебников через сетевое взаимодействие вузов на базе учебно-методических объединений;- обратить внимание Министерства образования и науки РФ на:    необходимость дальнейшей разработки проблем развития инклюзивного образования, считать необходимым включить в содержание подготовки всех педагогов учебный курс «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения»,    важность разработки интеллектуально-игровых образовательных программ для всех уровней образования и подготовки педагогов по интеллектуальным видам спорта и игр, считать необходимой мерой для развития интеллектуальных способностей учащихся школ организацию занятий шахматами и другими интеллектуальными играми и видами спорта в рамках факультативов и с использованием образовательных ресурсов сети учреждений дополнительного образования,    необходимость создания при Министерстве образования и науки РФ рабочей группы (эксперты, специалисты) для разработки новой модели сельской школы,    необходимость обеспечения условий для профессиональной адаптации выпускников педвузов посредством изменения структуры практики, введения последипломной практической подготовки (педагогической интернатуры) и экзамена на допуск к профессиональной деятельности, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей включение молодого учителя в систему непрерывного образования,    актуальность исследований по проблемам создания стандартов профессиональной деятельности и сертификации педагогических работников. Поручить МГПУ организовать постоянно действующий семинар с участием специалистов Министерства образования и науки РФ, представителей педагогических вузов России, институтов повышения квалификации, руководителей и специалистов органов управления образованием регионов РФ для создания оценочных средств, методик и процедур сертификации, направленных на стимулирование профессионального развития педагогов в условиях изменения финансово-хозяйственного механизма в образовании,    необходимость разработки регламентов, обеспечивающих деятельность управляющих советов, созданных при образовательных учреждениях, определяющих механизмы взаимодействия органов управления образованием, органов местной власти с управляющими советами, представляющими интересы потребителей образовательных услуг;- рекомендовать педагогическим вузам:    совместно с учреждениями общего, дошкольного и дополнительного образования реализовать проекты по организации площадок для послевузовской стажировки молодых специалистов,    активизировать работу по реализации программ подготовки педагогов для образования взрослых,    разработать механизмы эффективного взаимодействия со средствами массовой информации в области образования с целью повышения уровня качества подготовки студентов по проблемам педагогической журналистики, формирования положительного имиджа педагогической профессии;- для совершенствования системы повышения квалификации педагогических работников:    признать актуальным введение механизма персонифицированного финансирования с передачей средств учреждениям системы повышения квалификации,    осуществлять сертификацию дополнительных профессиональных образовательных программ и специалистов с участием социальных партнеров, экспертов, специалистов из других стран;- учитывая положительный опыт МГПУ по созданию научно-методического центра инноваций в начальном образовании, создать на его базе с участием ведущих педагогических вузов страны распределенный (сетевой) межвузовский научно-методический центр начального образования с целью изучения и распространения опыта многоуровневой подготовки учителей начальных классов; для эффективной организации работы центра создать интернет-площадку, предоставляющую возможность интеграции материалов и общения преподавателей;- предложить МГПУ стать площадкой для российского представительства Европейской ассоциации педагогических вузов, учитывая его членство в этой организации, главными направлениями деятельности представительства считать интеграцию творческих гуманистических инноваций региональных образовательных субъектов, проведение гуманитарной экспертизы инноваций в образовании, способствование их распространению и внедрению в практику педагогического образования, развитие и укрепление связей российской высшей педагогической школы с педагогическими вузами Европы; для обеспечения работы представительства создать постоянно действующий интернет-форум «Форум педагогических вузов» для обсуждения в педагогической среде проблем образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте