Любовь Гайдина работает учителем начальных классов в учебно-воспитательном комплексе №1 города Воронежа. С малышами занимается уже 23 года. За это время более шести поколений ребятишек прошли через ее руки, кто-то – проучившись три года, кто-то – четыре. На последнем областном конкурсе «Учитель года» Любовь Ивановна заняла пятое место, а нынешней осенью стала одним из победителей национального проекта, войдя в число лучших учителей России.
Как считает сама Любовь Ивановна, учить малышей одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что взрослого человека они воспринимают как старшего и очень уважаемого, верят каждому нашему слову и стараются, конечно, в меру своих силенок, выполнить любую нашу просьбу или поручение. А трудно потому, что учитель начальных классов, как известно, ведет не один предмет, а несколько, одновременно приучая ребятишек к школе и стараясь выработать в них необходимые для дальнейшего обучения качества характера. Последнее – дело сложное и кропотливое. Как одновременно учить и воспитывать малышей, я увидела, побывав на уроке русского языка во 2-м «Б».
Перемена, предшествующая уроку, казалась шумной. Кое-кто из мальчишек, а за ними и девчонки носились между рядами, другие что-то выясняли, третьи делили портфель и учебники.
Прозвенел звонок. Учительница здоровается с классом, объясняет всем, что компьютер и экран нужны сегодня для занятий, и начинает урок:
– Открыли тетради, взяли ручки и записали: «15 сентября. Классная работа». Следим за осанкой, проверьте: ножки стоят ровно, спинка ровная, головку повыше… – Те, кто написал, ставят локоть на парту и поднимают руку с зажатой в ней ручкой – чтобы учительница видела: «Я закончил». Она видит и хвалит:
– Второй ряд – молодцы!.. И третий тоже. А вот и первый ряд написал. Все, положили ручки, сели правильно и слушаем стихотворение.
Любовь Ивановна читает «Как хорошо уметь читать…». Стихотворение помогает перейти к главной теме урока «Звуки и буквы». Начинается обсуждение.
– Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему раньше вы не могли читать, а теперь можете?
– Мы учимся, взрослеем и все больше узнаем…
– А что помогает вам читать?
– Звуки и буквы!..
– А еще мы научились читать потому, что вы нас научили! Спасибо вам большое! – От такого неожиданного на уроке признания учительница смущается, но тут же с улыбкой благодарит девочку и продолжает урок.
– А как бы вы сказали, что такое буква?
– Это значки, которые помогают нам читать!
– Умница!.. Давайте попробуем в этом убедиться. А поможет нам в этом виртуальная девочка Алиса, которую я пригласила сегодня на урок.
На экране появляется симпатичная мультяшная девчушка, которую дети приветствуют дружным смехом. Алиса всем явно понравилась, хотя оказалась на редкость неразговорчивой: рот раскрывает, а звука нет. Учитель начинает выяснять, как же узнать, что Алиса действительно приветствует ребят? Дети говорят, что это легко: надо услышать ее голос. Что он дает? Звуки! Правильно. А если звука нет, можно ли узнать, что Алиса здоровается с ребятами? Оказывается, можно. Любовь Ивановна нажимает нужную клавишу на клавиатуре, и на экране рядом с изображением Алисы появляются слова приветствия.
– Теперь мы знаем, что она хочет нам сказать?
– Да!
– Прочитайте.
Дети читают все вместе, а потом, снова с помощью учителя приходят к выводу, что получили новую информацию не звуковым путем, а благодаря чтению. И помогли им в этом буквы.
Следующее задание – проследить, как меняется слово в зависимости от гласной. На доске в одну строчку написано: д-м, д-м, д-м. Чтобы понять, какие именно слова написаны, надо вставить гласные буквы. С первым словом ребята справляются быстро, тут же предлагая написать «дом, дом, дом». Но учитель говорит, что это будет неинтересно – три раза одно и то же слово, поэтому надо придумать еще два.
Один из мальчиков предлагает вставить букву «и», получится «Дим».
– А что это такое?
– Это когда человека спрашивают – Дим!
– Хорошо, но нам не подходит. Обрати внимание, какая буква стоит в начале слова – большая или маленькая?
– Маленькая… Значит, имя не подойдет.
Следующее предложение вставить букву «а», получится «дам». Слово всем нравится, и его записывают. А что же будет третьим? Дым! Буква «ы». И это слово тоже пишут на доске. После чего Любовь Ивановна просит записать все три слова в тетради. И сразу вопросы: «С большой буквы писать или с маленькой?.. А можно записать слова, чтобы они все были разными – дым, дом?» Учитель еще раз повторяет, что не только можно, но и нужно писать именно так! Все пишут, кто готов, поднимает руку с зажатой в ней ручкой и ставит локоть на парту: работа закончена. Вскоре так сидит почти весь класс, и Любовь Ивановна для контроля просит Машу прочитать, какие слова она записала. Дом, дым, дам. Все верно.
– Все проверили? Теперь подчеркните ту букву, которая делает слово новым. Какая это буква? Правильно, гласная. А теперь, ребята, внимание! Алиса хочет познакомить нас со своим другом котом Тимофеем.
На экране появляется обаятельный, улыбающийся толстый кот. Оказывается, недавно он побывал в Школе Незнаек, и там ему все напутали. Например, вот картинка, на которой изображен Снеговик. Он сделан из трех больших снежных комьев. А Незнайки, когда Тимофей попросил их записать это слово, вместо КОМ написали КОТ. Что очень странно, потому что слышат они звук «м», а пишут букву «тэ». Правильно ли это? Дети дружно отвечают нет, и записывают эту пару слов.
Проходит 20 минут урока. Учитель поднимает детей с мест и проводит маленькую физкультразминку.
На экране появляются Котенок и Щенок, которые подготовили для ребят новую игру, а заодно и итоговые вопросы. Что такое звук? Дети читают хором слова на экране: звуки мы слышим и произносим. «А как изображают звуки?» – спрашивает учитель. И тут же отвечает: «С помощью транскрипции. С ней вы уже встречались на уроках английского языка».
– А теперь посмотрите, как Щенок зашифровал слово «гав». Что у него получилось в транскрипции? «Гаф». Почему? Потому что в русском языке есть особые правила, и их мы с вами будем изучать позже. А Котенок приготовил слово «мяу».
Это слово так же, как и «гав», появляется на экране. Рядом транскрипция, и учитель объясняет ее детям. Разбирают звуки: находят мягкий «мь» и обозначают его буквой «эм». Звук «а» – буквой «я», а звук «у» – буквой «у». Ясно, что с этой работой ученики уже знакомы, и она им нравится.
Итог уроку ребята подводят все вместе, когда с экрана хором прочитывают, что такое буквы и звуки. Любовь Ивановна задает домашнее задание, хвалит учеников за хорошую работу на уроке и за оставшиеся пять минут успевает разобрать с детьми дополнительно упражнение из учебника, выполнить его в тетради и проверить. Работа на закрепление. А в самом конце урока она просит ребят взять маленькие розовые листочки, которые разложила им на парты, и написать в них доброе слово в адрес своего соседа:
– Так вы еще раз убедитесь, что можно не только говорить, общаясь звуками, но и писать друг другу, передавая свои мысли буквами.
Мальчишки и девчонки с увлечением выписывают комплименты и передают их друг другу – некоторые уже на своих листочках и передавая не соседу по парте, а товарищу в следующем ряду. Увлеклись комплиментами, даже после звонка задержались.
После урока я прошу Любовь Ивановну ответить на несколько журналистских вопросов. В частности, выясняется, что в своем классе она ведет все предметы, кроме английского и музыки: математика, русский, чтение, окружающий мир, технология, физкультура и рисование. Самая большая подготовка требуется для уроков технологии (бывших трудов): надо сделать само изделие, составить план, подготовить рабочее место, рассказать о технике безопасности, разыскать интересные сведения об изделии и суметь донести их до ребят. Вот сколько всего.
Самый любимый урок для Любови Гайдиной – это математика, Любовь Ивановна дает ее по учебнику Петерсон:
– Сейчас я стала больше придерживаться деятельностной технологии. Мне интересно ставить проблему перед детьми, развивать ее и добиваться того, чтобы дети могли сами открывать знания. Так лучше, и им так больше нравится. Этот прием я распространяю не только на уроки математики, но и на все остальные предметы. А лично от себя добавляю следующее: во время урока пытаюсь создавать для детей какие-то ситуации, которые помогают развитию их сообразительности и исследовательских задатков.
Ситуации она придумывает сама. А потребность в них возникла, когда Любовь Ивановна проводила занятия в детском саду, в старшей и подготовительных группах. Так в воронежском учебно-воспитательном комплексе №1 решают проблему перехода детей из детского сада в начальную школу. Учитель приходит в группы и занимается с малышами.
– Наша программа прошла экспертизу в Воронежском областном институте повышения квалификации работников образования, дано положительное заключение. Подготовкой к школе занимаются многие учителя, и есть такие, кто использует нашу программу. Обычно в саду с детьми занимаются воспитатели, и программы, существующие там, больше нацелены на работу воспитателя – и «Детство», и «Радуга». А мы подходим с позиции учителя, который будет вести, например, математику в школе, и он знает, что сегодня нужно делать, чтобы потом усвоение знаний шло лучше. Мы работаем с этой позиции, поэтому и сделали свою программу.
С дошкольниками нельзя как на уроке. Им не дашь просто тему и ее разбор. У меня в детском саду однажды был такой случай. Дети пришли на занятия, расселись на стульчики, а двух мальчиков нет: они стали в простеночке между дверью и шкафом и стоят, покачиваются. Я к ним: почему вы не садитесь? Они: мы не можем. А что случилось?! Мы в лифте едем!
Понимаете, они всего лишь малыши, они еще играют. Они выйти не могут, пока двери не раскроются! И несмотря на то, что тема была другая, мы по ходу все переиначили и стали говорить о том, как лифт работает, можно ли опаздывать и что делать, чтобы не опоздать. А потом плавно перешли к теме, которая была главной на занятии…
– У вас на уроке сегодня был момент эмоционального высказывания. Когда девочка рассказала про котенка, который пока говорит не «мяу», а «мя». Почему вы ее не оборвали? Это все-таки уже не детсадовская группа, они постарше, второй класс.
– Я не хочу никогда обрывать ребенка. Если у него сейчас возникло желание что-то сказать, пусть выскажется! Да, это сбивает с мысли учителя, но с этим надо мириться.
– А принцип «успокоились – замолчали» здесь тоже не применим?
– Он ничего не даст! Дети не успокоятся. Они просто замолчат, но стоит мне только отвернуться к доске, как ребенок тут же своему соседу начинает объяснять. Ведь у него-то внутри осталось невысказанное! Тут уже и он разговаривает, и сосед, и я начинаю злиться, что в классе шум. Поэтому лучше сразу дать возможность высказаться и обратить это в свою пользу. Потом все пойдет нормально. Учитель должен владеть ситуацией на уроке на все сто, тем более когда общаешься с маленькими детьми.
– Когда вы идете на урок, какие цели ставите? Чтобы ребята как можно лучше усвоили знания?
– Главное – что-то в них развивать. Если просто дать материал и заставить писать упражнения, эффект будет маленький. Надо, чтобы они сами исследовали, например, почему мы эту Алису не слышим? Звука нет. Но мы ее понимаем – почему? Потому что есть текст, буквы, которые мы читаем. То есть дети сами постоянно проводят свои небольшие исследования. Это для них важно.
– Какова ваша любимая форма урока?
– Групповая работа. Когда дети работают в группах, они учатся друг друга слышать и выражать себя. Ведь каждому хочется внести что-то свое. В целом, на любом уроке я использую принцип личностно-ориентированного развития. Например, когда они писали добрые слова друг для друга. У детей развивается умение и желание говорить приятное друг другу. Это же прекрасно.
Комментарии