search
main
0

Как хорошо уметь читать, или Долой функциональную неграмотность

Все чаще и чаще мы слышим – «функциональная грамотность», «исследования функциональной грамотности», «формирование функциональной грамотности»…

Давайте разберемся, что такое функциональная грамотность и зачем она нам и нашим детям. Так, всего сто лет назад грамотным считали человека, который мог читать по слогам и написать свое имя. И сейчас, говоря о грамотности, мы имеем в виду способность читать, писать и выполнять несложные вычисления. Еще совсем недавно этого было достаточно, вокруг был мир, в котором механизмы были простыми, а навыков обычного среднестатистического человека хватало, чтобы справляться с вопросами, требующими решения в повседневной жизни, поскольку никаких сложных навыков решение этих вопросов и не требовало. Объем информации, который обрабатывал мозг человека за всю жизнь, едва ли был даже приблизительно равен тому, с чем наш мозг сталкивается ежедневно. Но промчался XX век, за ним наступил XXI, и оказалось, что для того, чтобы быть успешным, умения прочитать страничку или посчитать доходы и расходы недостаточно.

Недостаточно знать и хранить свои знания в памяти, нужно уметь применять их. Все вокруг меняется с невероятной, невообразимой прежде скоростью, и главный адаптивный механизм здесь – владение целым рядом универсальных навыков. Это словно ключ-отмычка, которым можно открыть любой замок, решить любой вопрос повседневной реальности, окружающей нас. Заполнить форму или бланк, найти и выбрать нужную информацию, работать в команде, выбирать и сравнивать товары, ориентироваться в незнакомом месте по карте, оказать первую помощь, отстаивать свои права и интересы… Этот чудо-ключ и есть функциональная грамотность.

«Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный» – это высказывание Мишеля де Монтеня, философа и писателя эпохи Возрождения, было написано над входом в мою школу. Сейчас я не ученик, я учитель и понимаю, как ценно то, что стоит за этими словами. Не наполнить головы детей терабайтами информации, а научить их применять ее, чтобы интересно жить, полноценно взаимодействовать друг с другом и чувствовать себя успешными, – вот настоящая цель современной школы. Формирование функциональной грамотности – тот инструмент, который нам, педагогам, должен в этом помочь.

Школьные уроки иностранного языка – ценный ресурс методов и способов формирования функциональной грамотности учеников. Есть способы очевидные, как, например, работа с текстом, способствующая формированию читательской грамотности (поиск в тексте нужной информации, распознавание связей между частями текста, понимание сложных текстов и их интерпретация). Однако если добавить сюда работу с так называемыми несплошными текстами, особенно взятыми из реальной жизни (планы, билеты, расписания, диаграммы, схемы, таблицы и многое другое), насколько интереснее и зачастую эффективнее становится урок!

Что касается формирования математической грамотности, даже решение задач, сформулированных на иностранном языке, мотивирует ребят к овладению новыми компетенциями, предлагая им возможность по-новому взглянуть на привычные вычисления, применив свои умения в нестандартной ситуации. Решение и обсуждение на уроках задач ТРИЗ, так называемых открытых задач, не имеющих единственно верного решения, помогает ребятам в формировании креативного мышления. Так на уроке иностранного языка формируются не только предметные умения, но и метапредметные, способствующие развитию функционально грамотной личности.

Ведь, в сущности, функциональная грамотность – это не про грамотность. Только люди, способные не просто читать или считать, но и сопоставлять, анализировать, выбирать, взаимодействовать с другими, критически и творчески мыслить, смогут создать полноценно функционирующее общество и быть успешными в нем.

Мария ВАЙНЕР, учитель английского языка школы №1950

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте