search
main
0

Как гром, как смерч, как правды крах. Тема «Эпоха Сталина. Итоги и перспективы». Старшие классы

Учитель: Давайте вместе с вами попытаемся окинуть взглядом всю историю нашего государства на протяжении XX века. И попробуем разделить ее на различные периоды. Ребята предлагают свои варианты периодизации, и в конечном итоге мы должны прийти примерно к такому выводу: дореволюционная Россия, революция, гражданская война, нэп, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление хозяйства, или послевоенные пятилетки .

Как бы вы теперь ответили на вопрос «» Давайте с вами еще раз вернемся к тем высказываниям, которые были приведены в начале нашего урока. Какое из них отражает истинное лицо эпохи? Теперь порассуждаем о том, по какому пути могла пойти наша страна после смерти диктатора? Так чему же научил нас сегодняшний урок?

Учитель: По какому принципу вы действовали, создавая данную периодизацию? Какая эпоха оставила наиболее значимый след в нашей стране?

Ученики приходят к выводу, что период правления Сталина не только самый продолжительный по времени, но и значимый по тому, что это время изменило нашу страну до неузнаваемости как в политическом, так и в социально-экономическом плане.

Учитель: Но какие это были изменения? Чем обернулись они для народа и страны? Как повлияли на будущее государства? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ на сегодняшнем нашем с вами уроке.

Итак, вы уже знакомы с основными событиями того периода истории, но значимость эпохи такова, что сегодня 40 минут урока мы посвятим анализу того, что произошло в эти тридцать лет пребывания Сталина у власти. Подведем итоги его правления, дадим оценку и поговорим о том, каким путем будет развиваться советское государство после смерти вождя, сделаем для себя необходимые выводы. Это будет целью нашего урока, а тема звучит так – «Эпоха Сталина. Итоги и перспективы».

Попробуйте дать оценку самим себе. Что это такое? (Постарайтесь выявить положительные и отрицательные черты и выразить свое отношение к себе исходя из этого).

После обсуждения в группах или всем классом ученики приходят к выводу, что дать однозначную оценку всегда очень сложно, так как в любом из нас есть как положительные, так и отрицательные черты.

А что сложнее сделать – дать оценку человеку или эпохе, какое ваше мнение?

Ученики должны прийти к выводу, что это одинаково сложно, так как историческая эпоха – это поступки людей, произошедшие совсем в других, чем наши, исторических условиях.

А нужно ли нам с вами пытаться оценить то, что произошло? Если да, то для чего?

Ребята считают, что это необходимо, так как позволяет нам избегать ошибок прошлого и знать достоверные, а не искаженные исторические факты.

Учитель: Да, задача у нас сложная. Но мы должны с ней справиться, и чтобы вам было легче определить свое отношение к сталинской эпохе, я предлагаю вам два четверостишия.

Спасибо товарищу Сталину

За нашу счастливую жизнь.

За детство счастливое наше,

За наши чудесные дни.

(Нина Швецова)

…Вспоминая это время

Как смерч, как гром, как правды

крах,

Я только вижу страх над всеми…

Оркестры, митинги и страх.

(Н.Коржавин)

Эти стихи написаны об одном и том же времени, но они противоположны по своей сути и отражают противоположные точки зрения на эпоху. Пускай каждый из вас в конце урока определит, какое из них наилучшим образом отражает то время. И я попрошу вас высказать свою точку зрения, но это потом, а сейчас давайте обратимся к документам. Мы изучаем историю только через свидетельства современников событий, если их нет, то остаются только наши предположения. Для того чтобы дать объективную оценку, давайте узнаем, как оценивали эпоху современники.

Работа с документами + заполнение таблицы (ученики совместно с учителем, основываясь на документах и знаниях, полученных прежде, заполняют таблицу).

СССР начала 50-х гг.

Положительные стороны

1) Индустриализация СССР (одна из трех стран, способных независимо от других произвести любой вид продукции).

2) Международный авторитет СССР.

3) Крупнейшая военная держава.

4) Всеобщее образование.

5) Стабильность.

6) Цель.

Отрицательные стороны

1) Плановая экономика, сверхцентрализация.

2) Диспропорции в экономике.

3) Уничтожение крестьян как класса.

4) Идеологический диктат.

5) Низкий уровень жизни населения.

6) Духовный кризис общества.

7) Массовые репрессии, террор.

Учитель: У вас есть одна минута, чтобы вы самостоятельно написали в тетради вывод.

Ученики: СССР к началу 50-х гг. представлял собой мощную военно-промышленную сверхдержаву, чье могущество было основано на страхе, силе и жесткой эксплуатации населения.

Учитель: Кто из вас сейчас готов высказать свое отношение к той эпохе? Дайте свою личную оценку эпохи. Какое из высказываний вам ближе, почему?

Скорее всего ученики выскажут отрицательное отношение к сталинскому периоду истории страны.

Учитель: Тогда давайте обратимся к некоторым современным точкам зрения на эту проблему (учитель раздает ученикам данные опросов ВЦИОМ, проведенных в канун пятидесятилетия смерти Сталина, в которых отражается тенденция идеализации политики Сталина). Прокомментируйте, пожалуйста, данные документы.

Почему меняется отношение людей к Сталину и его эпохе?

Работа с документом: Письмо в редакцию журнала «Новое время».

Учитель: Как бы вы теперь ответили на вопрос «Почему меняется отношение людей к Сталину и его эпохе?»

Согласны вы с автором или нет?

Чего не хватает нам с вами сейчас? (Идеи, целей).

Какие уроки можно извлечь из этого страшного периода жизни страны?

Нужно ли и дальше публиковать материалы, документы, свидетельствующие о геноциде народа, о преступлениях Сталина и его окружения? (Четко определить цели развития: демократия, правовое государство – и дать людям уверенность в завтрашнем дне, дать им надежду и веру).

Что нужно сделать, чтобы наша страна начала двигаться вперед?

Возможно ли повторение сталинизма в России? (Возьмите во внимание данные социологических опросов).

Работа с документом: высказывание Александра Яковлева.

В чем причина сталинизма по мнению автора документа?

Ученики, работая с документом, должны прийти к мысли, что залогом того, чтобы тоталитаризм в нашей стране не повторился, должно стать воспитание граждан, гражданской ответственности, желание молодых людей построить гражданское общество, стремление жить в правовом, демократическом государстве. Но прежде всего они должны начать с себя.

А в нас самих, труслив и хищен,

Не дух ли сталинский таится,

Когда мы истины не ищем,

А только нового боимся?

Я на неправду чертом ринусь,

Не уступлю в бою со старым,

Но как тут быть, когда внутри нас

Не умер Сталин?

(Б.Чичибабин)

«Сталин актуален в меру его присутствия в нас и в меру нашего освобождения от него».

(М.Гефтер)

И еще один пример, который вас должен, я надеюсь, многому научить. (Рассказ педагога об обстоятельствах смерти Сталина).

Ученики должны прийти к выводу: «Все диктаторы кончают одинаково если не при жизни, то после смерти». Народ и история выносят им в конце концов справедливую оценку.

Так какие выводы мы можем для себя сделать, как должен жить человек, к чему он должен стремиться?

Учитель: Давайте с вами еще раз вернемся к тем высказываниям, которые были приведены в начале нашего урока. Какое из них отражает истинное лицо эпохи?

Учитель: Теперь порассуждаем о том, по какому пути могла пойти наша страна после смерти диктатора?

АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ СССР

Сохранение сталинской модели, демократизация общества, частичная десталинизация.

Каждый ответ ученики должны аргументировать.

Учитель: Так чему же научил нас сегодняшний урок?

1. Нужно избегать ошибок прошлого, изменяя себя и общество, не быть равнодушным к тому, что происходит в стране.

2. Смысл жизни человека не в личном успехе как таковом, а в том, как помогает ваш личный успех другим людям.

3. Крайний вариант всегда ошибочен, нужно уметь искать пути, которые не меняют резко ситуацию в стране и условия жизни народа, и находить компромиссы. Проводя экономические реформы, думать не только о том, к чему они приведут, но и о том, какую цену заплатят за них простые люди.

Астрахань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте