Как и все в российской системе образования, мы испытываем острую нехватку педагогов, особенно молодых. Сейчас в системе образования округа трудится 40 молодых специалистов. Всего же педагогических работников до 30 лет в образовательных учреждениях округа около 16 процентов, это совпадает со средним показателем по области.
Сделать работу педагога привлекательной для нового поколения – очень непростая задача, именно поэтому мы совместно с администрацией нашего городского округа разработали последовательную систему работы с кадрами, в которой объединили лучшие существующие методы. Правильность нашей политики отчасти подтвердил финал конкурса «Учительской газеты» «Инженерное решение. Утоление кадрового голода. Опыт взвешенной кадровой политики». Не могу сказать, что мы полностью утолили кадровый голод, но первое место в конкурсе оказалось нашим.
Кроме собственно материального (денежно-премиального) поощрения педагогов мы активно работаем над созданием благоприятной профессиональной и общественной атмосферы в нашем округе. Этому, мне кажется, особенно способствует открытый в 2006 году музей истории народного образования, в котором представлена история развития образования Копейска с 20-х годов ХХ века по настоящее время. В нем собран уникальный материал о заслуженных учителях, победителях городского конкурса «Учитель года», педагогических династиях города. Прямо в музее мы проводим чествование таких учительских семей, как Кохан-Золотаревы (представляете, их общий педстаж 318 лет!) или Шашуриных (они отдали школе 200 лет). Вышла книга о нашей учительской истории в лицах, сейчас она есть во всех школьных библиотеках округа. Мы привозим в музей школьников, учащихся Межшкольного учебного комбината, выбравших педагогическую профессию, студентов 4-го и
5-го курсов Челябинского государственного педуниверситета. Собираем в этих уютных стенах и молодых педагогов, имеющих еще небольшой опыт работы. Рассказываем им на конкретных примерах, каких высот можно достичь в этой профессии.
Считаю существенной формой стимулирования учителя и возможность отдохнуть в собственном санатории. К счастью, мы сохранили семейную базу отдыха работников образования (в Челябинской области подобных баз осталось всего три!). Она расположена в селе Белоусово Еткульского района близ озера Большой Шантрапай. Это потрясающей красоты место, экологически чистое, и, главное, там можно не только отдохнуть, но и подлечиться целебными грязями, лечебной соленой водой. Ежегодно в Белоусове отдыхают 200-300 педагогов. В этом году на базе отдыха смогли оздоровиться 200 учителей со своими семьями. Мне иногда говорят, что управление образования не должно заниматься такими вопросами. А кто тогда будет этим заниматься? Чтобы эффективно работать, нужно полноценно отдыхать. Но большинству учителей просто не по карману отдыхать где-то за границей или даже на юге. Наша же путевка стоит 3100 рублей за смену в 12 дней, из которых тысячу рублей потом возмещает профсоюз.
Хотелось бы сказать также о методической и общественной поддержке педагогов. Молодые учителя активно принимают участие в традиционных конкурсах профессионального мастерства «Лучший предметный кабинет», «Лучшая методическая разработка», «Лучший элективный курс». Особое место занимает городской конкурс «Учитель года», в котором введена номинация «Молодой специалист», создана и одноименная рубрика в местной газете. Вообще мы уделяем большое внимание грамотному профессиональному пиару. Мы непременно освещаем наши мероприятия в местной прессе, а также на телевидении и радио. Обязательно представляем общественности и молодых учителей. Например, каждый из молодых учителей-мужчин, которых так не хватает в школе, побывал на страницах газеты «Копейский рабочий». Мне кажется, нельзя недооценивать роль «четвертой власти» в формировании положительного имиджа учительской профессии, и поэтому сотрудничество со СМИ является важным направлением нашей кадровой политики.
Наталья ОВЕЧКИНА, начальник Управления образования г. Копейска
Комментарии