search
main
0

Как говорим, так и живем

6 июня в столице отпраздновали День русского языка в Российской Федерации, а в преддверии этого праздника московские учителя, управленцы, ученые-филологи, ректоры вузов приняли участие в круглом столе на тему «Русский язык как часть культурного и духовного наследия цивилизации», который прошел в Госдуме РФ под председательством вице-спикера Людмилы Швецовой при участии председателя Комитета ГД РФ по образованию Александра Дегтярева и заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко. Речь шла о том, что и как нужно, можно сделать, чтобы великий и могучий вновь занял подобающее место в нашей жизни и в мире. Ректору МГПУ Александру Кутузову была вручена награда Госдумы РФ – благодарность за организацию многочисленных конкурсов, мероприятий в защиту и поддержку русского языка и русской литературы.

Людмила Швецова, заместитель председателя Государственной Думы РФ:- Нам надо еще раз договориться о совместных действиях, о нашей политике в интересах русского языка. Русский язык по-прежнему остается языком мирового общения, он один из шести рабочих языков ООН, он родной для 170 миллионов человек, его учат в 100 государствах, в 39 есть соответствующие университетские программы, в 54 – школьное обучение. Каждый имеет свой идеал языка – самого ценного достояния народа. Последние десятилетия ярко показали, что русский язык – важнейшая, самая необходимая часть духовной культуры всех народов России. Именно русский язык способствует взаимному обогащению национальных культур. Вместе с тем сегодня русский язык сталкивается с серьезными вызовами и угрозами как в стране, так и на международной арене, причем угрозами и просто на уровне бытового общения, и в жизни, они подчас ничуть не меньше, чем крупные политические угрозы. Многие ученые и деятели культуры справедливо говорят, что нам необходимо защищать русский язык, хотя он всегда защищал и будет защищать нас, тем не менее сегодня мы должны заботиться о нем. Проблемы внутри России обусловлены некоторыми факторами: это ослабление национальной самоидентификации, недостаточное внимание к распространению и изучению русского языка в национальных республиках, угрозы разрушения единого образовательного и социально-культурного пространства РФ, большой приток трудовых мигрантов из бывших республик СССР, непопулярность и непродуманность реформ в сфере образования, включая высшую школу. В странах СНГ русский язык стал языком иностранным, сокращается количество преподавателей, не хватает качественных учебников, а главное, отсутствует должное внимание к педагогу-русисту. Отмечу: среди людей, пропагандирующих русский язык, далеко не все русские по национальности, очень много тех, кто, будучи представителями других народов, активно изучают его и распространяют. Позиция русского языка во многих странах испытывает сильное конкурентное давление. Культурно-языковая сфера не терпит вакуума, геополитические ниши, оставляемые Россией, заполняются другими языками – английским, турецким, китайским. Учитывая это, имеет смысл увидеть возможности более системной работы по внедрению позиции русского языка в мире, изменению его правового статуса. Русский язык должен стать надежной и систематизирующей основой будущего Евразийского союза, главным нашим символом, нашей гордостью. Это язык, который может дать нам возможность почувствовать себя в мире еще более уважаемыми, еще более уверенно. Александр Киселев, генеральный директор издательства «Дрофа»:- О культурно-духовных возможностях того или иного народа судят не по имперским амбициям, а по языку, который он создал в ходе своего исторического бытия. Русский язык по праву относится к главному достижению России, воплощающему собой ее судьбу и величайший творческий потенциал российских народов, проложивших с помощью русского языка дорогу к подлинному духовному единению. Достоинства русского языка очевидны для всех. В свое время Проспер Мериме писал: «Русский язык самый богатый из языков Европы. Он создан для выражения наитончайших оттенков. Одаренный удивительной силой и сжатостью, которая соединяется с ясностью, он сочетает в одном слове несколько мыслей, которые в другом языке потребовали бы целой фразы». Сказано точно и емко.Овладение языком и литературой реализуется через чтение, которое в итоге серьезно влияет на самосознание нации. Следует отметить, что возрастает и социально-политическая роль чтения как фактора, способствующего объединению нации, воспитанию толерантности, взаимопонимания и уважения. Между тем интерес к чтению падает. Если двадцать лет назад почти 80% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2011 году этот показатель снизился более чем вдвое. О каком интересе к книге можно говорить, если сегодня семьи, где читают книги дошкольникам, составляют всего 7% от их числа, тогда как в 1970 году боле 80% родителей читали книги своим малышам?! Это связано как с экономическими причинами, так и во многом с тем, что духовные потребности гаснут, меняется вектор развития личности, и далеко не в пользу повышения эрудиции, культурного кругозора, тяге к познанию.Остро стоит проблема доступности книги. Цены на учебную, детскую и юношескую литературу из года в год растут, и гораздо быстрее, чем покупательная способность населения. Происходит это не по вине издателей. Здесь требуется государственная поддержка издательств учебной и детской литературы, скажем, СМИ получили льготы по уплате страховых взносов, а издательства нет, и я считаю это несправедливым. Нужны и другие меры поддержки, которые могла бы разработать рабочая группа из представителей законодательной власти и Российского книжного союза.Чтение всегда составляло основу фундаментального образования. Однако в новых стандартах обучение чтению в начальной школе сокращено с пяти уроков (в советское время) до трех уроков, отменен урок внеклассного чтения. В то же время неоправданны новации в расширении фонетики, введение тех или иных лингвистических курсов. Сегодня недопустимо скудны фонды школьных библиотек, назрела необходимость подготовки специальной программы с финансовыми средствами для их пополнения, иначе возникнет резонный вопрос: «Читать научили, а что читать?» Количество внеурочного и внеклассного чтения для мотивированной учебы должно вдвое превышать количество учебных часов по словесности, между тем в новых программах эта тема отсутствует.Не все благополучно и в новых стандартах старшей школы, в частности, весьма проблематично введение интегрированного курса «Русский язык и литература», что может размыть и то и другое. Есть и другие острые проблемы, которые требуют совместного решения.Нужна серьезная государственная поддержка для систематического проведения массовых мероприятий, связанных с книгой, чтением и свидетельствующих о внимании государства к человеку читающему. Не случайно Международный год чтения проводится каждые десять лет. Однако в нашей стране его не было ни разу. Я предлагаю объявить один из следующих годов Годом чтения. Кроме того, целесообразно придать государственный статус Национальной программе поддержки и развития чтения, подготовленной Российским книжным союзом совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки РФ:- Если посмотреть, то в начале прошлого века было 150 миллионов людей, которые говорили на русском языке, в советское время их стало 350 миллионов, сейчас – 280 миллионов. Среди десятка наиболее популярных языков русский, наверное, из тех, который теряет свои позиции, поэтому надо как-то спокойно выработать представление о том, как действовать. Конечно, граждане видят, что живут в большом глобальном мире, и распространение русского языка в международном контексте так или иначе сказывается. Предложение о том, чтобы в международных договорах учитывать взаимное изучение языков, уже реализуется, мы это делаем. Сейчас, например, те же китайцы, которые собираются присылать к нам больше своих студентов, такие обязательства берут и выполняют, в Китае много фестивалей, олимпиад, конкурсов, связанных с русским языком. По этому пути нам и надо идти, и дальше закрепляя изучение русского языка в международных договорах. Обновление учителей русского языка в школах, совершенствование учебных пособий идет, но методически способствовать интересным методическим программам, которые сфокусированы не только на формальных правилах, но и на умении говорить, мы могли бы. Нам нужно сообща сделать банк таких программ, чтобы ими пользовались все регионы для повышения квалификации учителей русского языка. Тогда мы уйдем от схоластики и начетничества. Могу сказать, что количество часов на изучение русского языка и литературы в наших школах не будет уменьшаться. С 1956 года как была общая примерная программа, связанная с изучением орфографии и пунктуации, так она и осталась, как и примерное количество часов. Но в новых стандартах количество часов в учебном плане старшей школы не 36, как было, а 37. Есть проблема: когда ребята изучают родной язык, за счет этих часов уменьшается объем времени на изучение русского языка. Так было всегда, и в советское время тоже. Нужно искать пути для решения этой проблемы.Виталий Костомаров, академик РАО:- Я думаю, что наш праздник русского языка всегда должен быть еще и большим трудом, потому что русский язык сейчас находится в достаточно сложном положении. Не потому, что что-то произошло с ним самим, а потому что вокруг него развиваются очень важные веяния, есть даже такое: очень хорошо было бы, если бы русский язык по примеру английского стал национальным в разных государствах так, как это произошло с американским, канадским. Серьезного возражения эта теория не находит, а мне кажется, что она плоха. Сейчас (так было и раньше) у нас есть очень противоречивое мнение и противоречивая ситуация: с одной стороны, мы знаем, что наш язык самый красивый, самый лучший, самый богатый, с другой, мы все время привыкли жаловаться, что он заболел, что его нужно лечить, защищать. Мне кажется, что нам надо как-то перестроиться, первую часть всячески подчеркивать и защищать, а вторую – сгладить, ведь в значительной мере она связана с тем, что наша школа обучает не языку, а орфографии, большие силы в нашей школе привлечены к усвоению правил орфографии, пунктуации, правописания, то есть к выполнению программы по русскому языку, которая была утверждена в 1956 году и с тех пор не менялась. То есть язык изменился, естественно, за прошедшее время изменилось и наше настроение на правописание, но этого нигде не учитывают. Почему? Не потому, что мы уверены, будто правописание – это и есть русский язык. Молодежь вообще говорит, что ей незачем знать правила, так как любой компьютер имеет программы, исправляющие орфографические ошибки. Звучащая – первоначальная – речь людей сейчас, когда есть возможность фиксировать ее результаты не только в письменной, но и в какой-то другой форме, создает серьезную конкуренцию письменности. За прошедшие годы было немало сделано для привлечения мировой общественности к русскому языку, но, к сожалению, мы тут отстали и не поддерживаем саму идею пропаганды, распространения своего языка, показа его ценности, объединяющей роли. Я посмотрел наши договоры с разными республиками, государствами и вспомнил, что совсем недавно в каждом из этих договоров было прописано взаимное изучение языков, сейчас почему-то мы стыдимся этого, что ли. Объединяющая роль языков – это вопрос безопасности нашего государства. Если в армии говорят на разных языках, то дело плохо. Когда-то был учебник для солдат, не знающих или слабо владеющих русским языком, он был сделан на основании устава и сыграл свою большую роль. Знать русский язык полезно, выгодно, но надо показать всем людям, что знание языка – это большая национальная и культурная проблема, часть патриотизма гражданина России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте