В последнее десятилетие мы стали свидетелями развития и небезуспешного применения нового типа ведения вооруженной борьбы – дистанционного. Он предъявляет принципиально новые требования к боеготовности, управлению войсками, применению вооружений и военной техники. Подготовка к дистанционной войне возможна лишь при внедрении в вооруженных силах новейших информационных, информационно-интеллектуальных технологий, которые обеспечат электронизацию интеллектуальной деятельности военнослужащих всех уровней от рядового до высшего командования. В России для решения этой задачи разработана и внедряется ноон-технология управления интеллектом человека с помощью направленного воздействия на него знаниями в электронном виде. Эта технология должна привести к формированию нового образа мышления военнослужащих, органически объединенного с современной электронной техникой. Для эффективного обучения военных специалистов директор центра «НООН», председатель технического комитета «Информационное обеспечение техники и операторской деятельности» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Владимир СУРНИН разработал методологию направленной подготовки специалистов. Представляем обзор некоторых его материалов на эту тему.
Война и психология воина
В истории каждому из видов войн соответствовал свой психологический портрет воина. Его мышление и поведение менялись в зависимости от оружия и характера вооруженной борьбы.
Во времена массового применения холодного оружия воину была присуща психология физической силы. С появлением пороха и гладкоствольного оружия появилась психология строя. Массовое применение нарезного оружия привело к войнам с психологией маневра. Танки, самолеты, средства связи вызвали к жизни войны с психологией управления. Компьютерная техника и высокоточное оружие породили новый вид войны – дистанционной с психологией предвидения.
Дистанционная война – это вооруженная борьба на расстоянии при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником и визуального контроля над его действиями. Ее прообраз – проведенные США и их союзниками операции «Буря в пустыне», «Шок и трепет». В войнах против Ирака отчетливо проявилось полное превосходство США над противником в сборе, обработке и передаче информации.
Психология предвидения, обеспечивая быстрое реагирование на ситуации, подразумевает высочайшую подготовленность специалистов и качество информации, обеспечивающие повышенный уровень ее восприятия, осмысления и усвоения.
Дистанционная война требует специальных методов развития интеллекта воина. Прежде всего содержательности мышления, совершенствования умений и навыков мыслительной деятельности, обеспечивающей принятие решений опережающего характера.
Как учить профессионала?
Подготовка специалистов к дистанционным войнам связана со сложностью дидактической информации, которой должен владеть обучающий, и процессов применения ее в учебных целях. Эта проблема успешно решается использованием компьютерной техники и программного обеспечения, реализующих направленные методы обучения. Подготовку к таким войнам можно вести с применением аппаратурных и информационных средств, имитирующих реальные объекты и окружающую среду. Аппаратурные имитации (тренажеры) в отличие от информационных (симуляторов) из-за конструктивных, функциональных и других ограничений не могут функционировать в глобальных взаимосвязанных и взаимодействующих системах. Это обстоятельство ведет к значительному росту применения симуляторов. В виртуальном информационном пространстве они позволят имитировать стратегическую, оперативную, тактическую, техническую военную деятельность, в том числе дистанционную, специалистов и формирований различного назначения.
Психология воина дистанционных войн предполагает мастерское владение дисплейными и дистанционными методами обучения, управления оружием, ведения боевых действий. Подготовку к ним нужно вести с помощью информационных технологий. Уровень их внедрения в военную техносферу по существу определяет готовность армии к дистанционным войнам.
Информационно-интеллектуальная ноон-технология предназначена не только для решения главной задачи – формирования семантики (содержательного функционирования) мышления и управления интеллектуальной деятельностью, но и для управления другими психическими состояниями, связанными с мышлением (сознанием, мотивациями, волей, вниманием, эмоциями).
В дистанционных войнах будут применяться взаимодействующие между собой реальные и виртуальные информационные пространства. В виртуальных будут принимать предварительные решения, отрабатывать их исполнение, а в реальных – их будут корректировать и выполнять с учетом изменения обстановки. Тем самым решается задача прогнозирования.
Повысить эффективность взаимодействия виртуальных информационных пространств (ВИП) с реальными можно применением в технических устройствах, обеспечивающих его, специальных решателей слабо формализуемых задач, в том числе при недостатке времени, противоречивой и недостоверной информации, непредсказуемом развитии обстановки, с использованием знаний (обобщенного опыта) специалистов, экспертов. В ВИП может быть реализована возможность контроля над ситуациями и управления их развитием на логическом уровне, в том числе определяемой формулой «если… то…» при необходимости в отсроченном, остановленном, текущем или опережающем режиме времени.
Для подготовки и ведения дистанционной войны требуется создание ВИП, в которых взаимодействие с реальными информационными пространствами обеспечит прогнозируемое управление ситуациями и тотальный контроль над «человеческим фактором». Решению этой задачи может способствовать развитие и внедрение в инфо-техносферу Вооруженных Сил России ноон-технологии создания (представления), освоения, применения знаний, управления интеллектом человека.
Направленное образование
Усложнение военной техники порой приводит к выходу ее из-под контроля специалистов. Расчет на «интеллектуальную» помощь компьютерных систем в предотвращении этой угрозы позволит добиться значительных успехов, но проблему человеческого фактора не устранит и даже может усугубить. Ключ к уверенному контролю человека над развивающимися информационными процессами в военной сфере – в решении проблемы высококачественных военных знаний, усвоении и эффективном применении их военными специалистами с помощью неконтролируемых, контролируемых и направленных дидактических процессов, применения средств управления интеллектом военного специалиста, получившего соответствующую дидактическую подготовку.
При успешной первичной подготовке военнослужащих остаются проблемы, связанные с дидактической поддержкой в течение всей их службы, то есть с организацией непрерывного военного образования, в том числе интегрированного в процессы применения вооруженных сил.
Одна из важнейших и сложнейших проблем – использование знаний для выработки навыков и умений для какой-либо военной деятельности. В связи с нарастающим потоком военной информации возникли проблемы системного характера в военной дидактике и процессах применения вооруженных сил, связанные с ее усвоением. Чтобы укротить поток военной информации с помощью компьютеризации, информатики, необходимо видеть назревающие проблемы в создании военных знаний и приступать к их решению.
С позиции нооники (науки об управлении информационно-обменными процессами, психосемантикой мышления, интеллектом человека) образование в общем виде – это процесс адаптации человека к какой-либо информационной среде (физической, экологической, социальной, дидактически назначенной). В зависимости от организации мыслительной деятельности оно делится на адаптационное, контролируемое и направленное. Адаптационное (исходное) человек получает естественным образом в процессе жизнедеятельности; контролируемое – в ходе специального, организованного образовательного процесса под контролем специалистов, в том числе в образовательных структурах; направленное – в ходе направленного образовательного процесса, организованного специалистами с использованием специальных средств (информационно-методических, технических, биокорректирующих и т.д.). Получившее распространение дистанционное (дистантное) образование, в названии которого отражен способ его технической реализации, по существу является одним из видов направленного образования.
Направленная подготовка военных специалистов должна наряду с существующими в военной сфере адаптационным и контролируемым образованием стать основой третьего пути – направленного образования. Актуальность ее внедрения объясняется ростом числа сложных технологий, обеспечивающих боеготовность и боеспособность. Владение ими невозможно без непосредственной информационно-дидактизированной поддержки.
Направленная подготовка, внедренная в военное образование и процессы применения вооруженных сил, вооружений и военной техники, может стать недостающим звеном в цепи мероприятий по организации эффективно функционирующего непрерывного военного образования. Она обеспечит предоставление военных и военно-технических знаний как в учреждениях образования, так и непосредственно на рабочих местах военных специалистов.
Комментарии