Конечно, 50 лет назад она была не гимназией, а школой, причем не нижегородской, а горьковской. Но прошло четверть века, и почти одновременно с возвращением городу прежнего имени 53‑я получила статус гимназии с углубленным изучением французского языка. 14 из 68 ее учителей ведут уроки французского языка. В Нижнем Новгороде только одно учебное заведение такого профиля. В канун двойного юбилея (50 и 25 лет) в гимназии проводится много праздничных мероприятий, в том числе и встреча выпускников разных лет. Вместе с некоторыми из них я пришла в школьный музей.Валерий Чкалов и эскадрилья «Нормандия – Неман».
Главные экспозиции музея посвящены герою-летчику Чкалову и эскадрилье французских летчиков. Есть в музее даже пропеллер истребителя – его случайно нашла в лугах за рекой одна из учителей. Этот экспонат ученикам разрешают трогать руками. В музее боевой славы проходят уроки Мужества, краеведческие занятия и даже уроки французского языка – гимназисты готовятся к 75‑летию со дня рождения эскадрильи «Нормандия – Неман». Первый директор школы, участвовавший в ее строительстве, Семен Семенович Абрамович был участником Великой Отечественной войны. И хотя сам служил танкистом и даже во время ожесточенного боя горел в танке, школьный музей решил посвятить истории 1‑й воздушной армии. У него было много друзей-авиаторов, их подарки и стали первыми экспонатами. Семен Семенович понимал, как притягательны для подростков очки и краги летчика, приборная доска настоящего самолета, парадный китель командира и другие предметы, связанные с авиацией. Директор отечески относился к ученикам. На одном из школьных стендов есть такие слова: «Семену Семеновичу была присуща абсолютная уверенность в высокой миссии учителя. Коллегам советовал быть душевнее к детям: «Ты ему двойку, а Родину кто защищать будет?»О чуткости первого директора, сумевшего сплотить вокруг себя многих талантливых педагогов, вспоминают выпускники прошлых лет. По их признаниям, не только многочисленные достижения гимназии, речь о которых ниже, привлекают сюда учеников со всего города, но и то, что здесь всегда царит добрая, домашняя и творческая атмосфера.Василий Николаевич Корзаков и его жена Мария Александровна – бывшие одноклассники, а ныне пенсионеры – привели сюда учиться своих детей, а потом и внуков, хотя есть школы, расположенные гораздо ближе. «Выбираем не по расстоянию», – признается Василий Николаевич. И охотно рассказывает, как учительница приучала его к чтению: «Я увлекался техникой, учился посредственно, читать не любил. И однажды Валерия Борисовна вдруг дает мне книгу «Ярче тысячи звезд», говорит, мол, это тебе понравится, там все про атомную энергию написано. С той книги, пожалуй, я и пристрастился к чтению. Сначала брал про мир науки и техники, потом разные. До сих пор благодарен педагогу за это!»Немало достижений у коллектива гимназии на сегодняшний день. С 2001 года гимназию возглавляет Светлана Николаевна Голубева, почетный работник общего образования РФ, дважды лауреат премии Нижнего Новгорода, обладатель почетного знака «Директор года-2016». Под ее руководством гимназия дважды становилась победителем приоритетного национального проекта «Образование». В 2013 году 53‑я была признана лучшим образовательным учреждением Нижнего Новгорода, в 2016 году вошла в Топ «500 лучших школ России», а в 2017 году Международная академия общественного признания в рамках Всероссийской национальной премии «Профессиональная гордость России» включила гимназию №53 в список номинантов почетного звания «Лучшее образовательное учреждение России».Высокий уровень знаний учащихся тоже работает на авторитет гимназии. Так, в прошлом учебном году в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам гимназисты завоевали 69 дипломов победителей и призеров, в региональном этапе – 8 дипломов, а в заключительном этапе две ученицы стали призерами. Успех обеспечило им отличное владение французским языком.С французским акцентомБлагодаря реализации межкультурных образовательных проектов учителя и ученики гимназии регулярно бывают во французских учебных заведениях. Двусторонний обмен с проживанием в семьях налажен уже более двадцати лет. Лида Бакунина и Валерия Бахарева рассказывают, что, будучи еще девятиклассницами, они свободно общались со своими сверстниками и их родителями в Гренобле. «Нам хватило одного дня, чтобы понять особенности произношения в этом городе, со следующего дня мы даже думать начали по-французски», – вспоминают девушки. Практика в разговорной речи, пополнение словарного запаса – дело важное, но не самое главное в таком общении. Важнее то, что называется народной дипломатией.Увидеть нашу действительность помогают ответные визиты французских ребят и учителей к нам.Школьные обмены налажены с лицеем Грезиводан и колледжем Бюкло города Мелана, с лицеем Генриха IV в Париже. Почти пятьсот нижегородцев, в том числе 72 педагога, побывали за эти годы во Франции, а в Нижнем Новгороде побывали 420 лицеистов и 48 преподавателей из дружественной страны.Есть и другие стимулы к более глубокому изучению французского языка и культуры. Это не только участие в олимпиадах, где требуется отличное знание иностранных языков, но и другие конкурсы и проекты, организуемые посольством Франции в РФ и общественной культурной организацией «Альянс Франсез – Нижний Новгород». Немалый интерес проявили ребята к проведенному в стенах школы мастер-классу по экологии с участием автора научно-популярных книг для детей Дельфин Гринберг. В Париже в 2015 году проходила акция «Руководители государств, у детей есть что сказать вам». Она была приурочена к Всемирной конференции об изменении климата на Земле. Многие учащиеся тогда отправили письма на русском и французском языках с предложениями по улучшению экологической обстановки в мире.Бывают в гимназии и высокие гости, такие, например, как посол Франции г-н Жан де Глиниасти, супруга посла госпожа Блик-Рипер, атташе по культуре г-н Эдуар де Люмле, писатель Эрик-Эмманюэль Шмитт и другие. Как правило, на этих встречах после деловых разговоров звучат французские песни, великолепно исполняемые детским ансамблем «Фа». За реализацию межкультурного образовательного проекта «Мы живем в общем планетарном доме» гимназия стала лауреатом премии города Нижнего Новгорода.Нельзя сказать, что все усилия коллектива гимназии сосредоточены только на культивировании французского языка. С 7‑го класса дети изучают также английский. Есть победители и призеры олимпиад по русскому языку и литературе, по биологии и истории, по физической культуре и технологии. О спортивных достижениях вообще отдельный разговор – их очень много.В 2013 году на базе гимназии открыто двуязычное русско-французское отделение. В настоящий момент 53 гимназиста 8‑11‑х классов получают отличные знания не только по программе углубленного изучения французского языка. Пожелаем же нижегородской гимназии, где умеют говорить по-русски и по-французски, и дальше развиваться и прославлять город и страну.
Комментарии