Проблема эффективного разрешения конфликтов в школьной среде актуальна во все времена. Она требует регулярного пересмотра используемых средств и методов. Одними из методов, набирающих все большую востребованность в последнее время в педагогическом сообществе, являются медиация и восстановительный подход.
Восстановительный подход направлен на преодоление межличностных проблем, которые часто лежат в основе конфликта, путем проведения диалога. Главная цель этого подхода – установить доброжелательные отношения в школьной среде, развить навыки прослушивания и извлечения уроков из конфликта, а также поддерживать атмосферу открытости и взаимного диалога.
Восстановительный подход в разрешении конфликтов предлагает весьма широкий спектр методов, среди которых можно выделить следующие:
– аффективные утверждения, когда участники конфликта описывают свои эмоции, переживания от конфликтной ситуации;
– восстановительные вопросы, направленные на обдумывание, рефлексию собственного поведения в конфликте;
– восстановительный круг, когда участники конфликта образуют круг и рассказывают, кто как пострадал и что нужно сделать, чтобы все исправить.
Восстановительный подход и служба медиации будут способствовать созданию бесконфликтной среды в образовательной организации.
Как использовать восстановительный подход в условиях современной школы наиболее эффективно? Основываясь на практике Романовской школы города Москвы, где уже несколько лет действует служба медиации, можно дать несколько рекомендаций для педагогов и педагогов-психологов.
Первое, что нужно сделать, – это сосредоточиться на профилактике конфликтов. Чем раньше будет замечена и разрешена конфликтная ситуация, тем меньше времени и нервов будет потрачено потом на улаживание конфликта. Не стоит пропускать даже мелкие неурядицы, оставлять без внимания недоразумения, стычки. Лучше погасить конфликт в зародыше, сразу обсудив и уладив возникшие противоречия.
Второе. Важно в диалоге с конфликтующими сторонами придерживаться так называемого правила 5 «б» – быть внимательным, интересующимся, подготовленным, вежливым, ответственным.
И третье. Необходимо соблюдать правила ассертивного, то есть уверенного, позитивного, поведения в коммуникации. Важно быть честным и открытым, проявлять уважение к себе и другим, стремиться к достижению компромисса, демонстрировать позитивную установку и уверенность, принимать на себя ответственность.
Регулярный мониторинг работы службы медиации и применения восстановительного подхода в разрешении конфликтов показал свою эффективность. Поэтому расширение данной практики позволит снизить уровень конфликтности в современном образовательном пространстве.
Ирина Савченко, доцент кафедры теории и практики управления Московского государственного психолого-педагогического университета
Комментарии