search
main
0

Как эффективно готовить спортсменов-юниоров?

​В психологии создано немало научных школ, направлений и концепций, каждое решает определенные задачи, поставленные временем, а если быть более точными – социальной ситуацией. Московская психологическая школа представлена различными фундаментальными направлениями, которые в настоящее время служат основой для множества исследований и работ.

Основой для моего исследования стали принципы единства внешнего и внутреннего в формировании психологических явлений, идеи А.Леонтьева о деятельности как формирующем факторе личностного развития; теория отношений личности, согласно которой психологическое ядро личности ее сознательно-избирательное отношение к действительности (В.Мясищев и др.), трехфакторная модель «значимого другого» (А.Петровский), концепция персонализации (В.Петровский), а также данные о возрастных особенностях индивидов в периоды отрочества и юности (Л.С.Выготский, И.Кон, И.Кулагина, В.Колюцкий, А.Реан, Д.Фельдштейн, Д.Эльконин, Э.Эриксон и др.).Учитывая состояние проблемы эффективности подготовки спортсменов-юниоров, мне показалось целесообразным выяснить наличие и характер связи ролевых ожиданий в системе отношений «тренер – спортсмен» и эффективности подготовки спортсменов-юниоров. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме повышения эффективности спортивной деятельности показывает актуальность выбранной темы исследования.Ролевые ожидания выступают основой деятельности группы и социального взаимодействия индивидов между собой в частности. Следует обратить внимание на то, что несовпадение ролевых ожиданий значительно затрудняют взаимопонимание и сотрудничество субъектов. А.Петровский отмечает, что согласование ролевых ожиданий происходит в совместной деятельности, за счет коммуникации и взаимопонимания. Таким образом, существует проблема согласованности взаимных представлений участников совместной деятельности о социально-психологических характеристиках конкретных функциональных ролей, обусловленных целями групповой активности, учитывая, что профессиональное общение «носит функционально-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости, замкнутости, общении в рамках определенных кругов и других элементов» (А.В.Петровский). При этом согласованность представлений о функционально-ролевых взаимосвязях различных субъектов взаимодействия, очевидно, фактор, отражающий не только уровень взаимопонимания между участниками совместной деятельности, но и эффективность достижения главной цели этой совместной деятельности.Анализ спортивной деятельности как системы нормативно одобренных поведенческих актов и поступков позволяет проникнуть в генезис роли, считать ее функцией ожиданий тренера и спортсмена. Принятие ролей – сложный психологический процесс, нуждающийся, как и всякий другой процесс, в управлении и знании его закономерностей. Например, в целях определения эффективности совместной деятельности тренера и спортсмена весьма важно установить степень согласованности их ролевых ожиданий, степень добровольности спортсмена в принятии им тех или иных ролей, необходимо учитывать не только склонности, желания, физические и технические возможности, но и психологические и социально-психологические особенности личности.Изучив состояние обозначенной проблемы, мы разработали программу социально-психологического исследования, в котором предположили, что значимым фактором эффективности подготовки спортсменов-юниоров становятся их ролевые ожидания от деятельности тренера, особенности представлений о «реальном» и «идеальном» тренере и степень выраженности параметров метаиндивидной репрезентации личности тренера.Программа эмпирического исследования разработана с опорой на длительное целенаправленное (в том числе и включенное) наблюдение за профессиональной деятельностью спортсменов-фехтовальщиков и их тренеров, а также на основе консультаций с компетентными лицами – опытными тренерами, спортивными психологами и преподавателями, готовящими социальных психологов с высшим профессиональным образованием.Надеюсь, что моя работа поможет сформировать целостный систематизированный взгляд на проблему поиска ресурсов повышения эффективности подготовки спортсменов-юниоров.Александрина СВЕТЛОВА, выпускница и аспирантка МГППУ, методист ОМЦ ЦОУО, абсолютный победитель конкурса «Педагогический дебют-2010», обладатель Кубка мира и чемпион Европы по фехтованию на саблях, мастер спорта международного класса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте