«Проснулась. Я проснулась! Как светло! Где это я? Куда меня привезли?»
В московской школе N наконец-то установили двери – ремонт закончился! Скоро начинался учебный год, и все школьные помещения натирались до блеска. Казалось, все вокруг ликовало: погода была солнечная, в школу возвращались отдохнувшие педагоги, отремонтированное здание играло яркими красками. Новая мебель уживалась на своих местах, оглядывалась, приходила в себя. Так было и с нашей главной героиней – березовой дверью, которую установили в кабинет 3‑го «В» класса.
«Интересно, что меня ждет? Чем я смогу здесь послужить?» – так думала дверь и без стеснения заводила новые знакомства:
– Вы давно здесь?
– Сколько себя помню…
– А в чем заключается ваша работа?
– Работа? Я стена. Быть стеной – это моя жизнь. Другого я и не знаю.
Со стеной было скучно вести диалоги, да и с ее сестрами тоже. Они не только с виду казались величественными и томными, но и на самом деле были немногословными, спокойными, все у них было размеренно – мысли, слова, а движения… Их не было совсем. В их лице дверь не нашла себе товарищей. Наша героиня пробовала общаться и с лампочками (они оказались восторженными и суетными болтушками), она пыталась завести дружбу с окнами, но у одних на уме были только сплетни, а у других – созерцание мира вокруг, медитация. Эх, непросто было двери в августе.
Но вот наступил сентябрь. Дети! Дети вернулись в школу! В школе зазвучали радостные детские разговоры, песни, смех. Дверь ожила. Ей так нравилось быть опорой малышам, ей нравилось, что она помогает учителю в организации урока. Да-да, вы не ослышались. Зоя Васильевна – так звали учительницу 3‑го «В» класса – использовала дверь для поддержания тишины (дверь открывалась, и должно было быть так тихо, чтобы не мешать другим классам на этаже вести занятия), для создания особой, доверительной атмосферы (на праздники, на классный час дверь закрывалась, и начиналось время единения детей).
Дверь любила свой класс. Она верила, что у нее самая лучшая миссия в жизни: помогать воспитанию нового поколения, любить детей и служить людям. Иногда дверь вспоминала детство, своих братьев, сестер и свои первые уроки. В детстве ее учили, что придет время, и начнется лесоповал, в результате которого она найдет свое место в жизни. Так и случилось. Она преобразилась и стала дверью.
Прошли сентябрь и октябрь, для нашей героини каждый день был праздником, маленьким чудом.
И вот дети вернулись с осенних каникул и произошел случай, который перевернул сознание двери, помог ей до конца понять фразу, которую она слышала в самый свой первый день в школе. Тогда к Зое Васильевне зашла коллега, обняла и начала делиться своими летними событиями. Сначала дверь не вслушивалась в их разговор, но последняя фраза, сказанная коллегой, когда та переступала через порог, запала двери в сердце: «Учитель только открывает двери…»
Тогда дверь не поняла ее, но вот настал случай.
Один мальчик после каникул узнал, что его друг, с которым он сидел за одной партой вот уже третий год, его верный товарищ, переезжает. Это была трагедия!
Третьеклассник изменился: перестал стараться, стал баловаться на уроках, задирать одноклассников. Ему было трудно справиться с болью, с потерей близкого человека. И вот однажды, когда весь класс собирался спускаться вниз после уроков, он замешкался у двери, сделав вид, что завязывает шнурки. Класс ушел. А мальчик достал маленькую металлическую линейку и стал что-то царапать на двери.
Как ей было больно! Больно и обидно: «За что? Что он такое делает? Кто-нибудь помогите!»
Через минуту пришла учительница, ведь она быстро обнаружила отсутствие учащегося. Дверь вздохнула с облегчением. Больше ей ничего не грозило. Она даже больше испугалась за мальчика, так как понимала, что его поведение недопустимо и что ему грозит наказание. Однако учительница, увидев мальчика и то, что он сделал, поступила совершенно иначе – она погладила своего ученика по голове и обняла. Дальше были слезы третьеклассника и тихие, успокаивающие слова педагога о том, что мальчик не одинок, что все пройдет, что он справится и станет сильнее.
На следующий день в класс как будто пришел другой ребенок, точнее, мальчик стал прежним, конечно, в нем кое-что изменилось: он повзрослел, стал серьезнее, но главное, что доброта и любовь к жизни снова царили в его душе. Тут-то дверь и вспомнила фразу: «Учитель только открывает двери…» и поняла, что речь идет не о ней или о каких-то других деревянных, стеклянных, металлических дверях, а о том, что настоящий учитель помогает каждому ребенку найти путь к самому себе, открыть дверь в свое сердце.
Ирина ДЕНИСОВА, учитель информатики школы «Свиблово», участник конкурса «Старт в педагогику»-2022
Комментарии