Проблема здоровья по-прежнему волнует специалистов по физической культуре, так как сегодня это понятие связано не только с использованием всех имеющихся форм организации занятий, дополняющих друг друга и создающих у школьников потребность в заботе о своем здоровье. Об этом шла речь в городской педагогической гостиной «Организационно-педагогические основы физического воспитания в Школе здоровья», проведенной на базе школы №2028 Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания для учителей физической культуры, заместителей директоров по оздоровительной деятельности Школ здоровья и методистов окружных детских образовательных оздоровительных центров.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
В современном обществе существует потребность в формировании здоровой, активной, физически работоспособной личности. Готова ли система физического воспитания в Школе здоровья удовлетворить эту потребность? Отвечая на этот трудный вопрос, заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ «Юго-Западный» А.Гречишкин отметил, что в системе образования преподавание физической культуры не имеет валеологической направленности, что как в семье, так и в школе не используется система закаливания организма учащихся с помощью различных форм. Поэтому вся надежда на помощь ребенку с проблемами на Школу здоровья. Вот только готова ли Школа здоровья к такой ответственной работе и что нужно сделать, чтобы подготовить ее к различным эффективным формам работы? Не случайно основной темой дискуссии стало физическое воспитание в Школе здоровья, ведь физическая культура – единственный предмет, традиционно входящий в базовое содержание образования дошкольного до высшего. Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Школы здоровья №901 Елены Борисовой позволил расширить взгляд участников педагогической гостиной на весь спектр вопросов, связанных с организацией физического воспитания в Школе здоровья, причем разговор о различных аспектах работы в гостиной вели в основном те, кто работает в школах, внедряющих здоровьесберегающие технологии. Например, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школы здоровья №2028 Татьяна Шереметова, считая, что многое зависит от системы школьного управления, отметила, что она должна строиться на использовании результатов системного анализа и эксперимента, а также свободного диалога, в котором участвуют психологическая, логопедическая, физкультурно-оздоровительная, медико-профилактическая и другие службы, система дополнительного образования.
Современное образовательное учреждение в самом деле очень сложный живой организм, в управлении которым огромную роль играет стиль руководства директора. По мнению руководителя школы №1693 Валентины Крютченко, сегодня прежде всего важно использовать в управлении информационно-аналитические, контрольно-диагностические, коррекционные и другие технологии (см. таблицу).
Конечно, основная форма учебного процесса по физической культуре – урок. Наверное, каждый прогрессивный учитель физической культуры задавался вопросом: что такое современный урок физической культуры с позиции здоровьесбережения, здоровьеформирования, что определяет здоровый урок? Формирует здоровый урок прежде всего здоровьесберегающая среда. Об этом говорила руководитель структурного подразделения Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования, кандидат педагогических наук М.Грибачева. Она отметила такие основные факторы, определяющие здоровьесберегающую среду в процессе занятий физической культурой, как:
«спортивные» шумы при занятиях спортивными играми, плаванием, тяжелой атлетикой, которые вызывают отрицательные сдвиги в сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системах, жалобы занимающихся, способствуют возникновению стойких патологических отклонений в состоянии здоровья, снижают спортивную работоспособность и результативность;
гигиеническое состояние систем отопления и вентиляционных устройств: в настоящее время система вентиляции не работает в 57% общеобразовательных школ Москвы, в 22% школ работает не в полном объеме и лишь в 21% школ отвечает всем гигиеническим требованиям; в спортивном зале после четвертого урока отмечается повышение (СО2) до уровня 3,5% при норме 0,1%;
недостаточная освещенность или чрезмерная яркость, блеклость и контрастность освещения ведет к утомлению зрительного анализатора, снижению устойчивости ясного видения, быстроты различения. Обследование спортивных сооружений образовательных учреждений показало, что в 70% школ Москвы освещенность спортивных залов не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и ГОСТУ;
отсутствуют рекомендации при составлении типовых проектов спортивных залов и бассейнов по цветовому оформлению; на практике выбор цвета для окраски стен или покрытия спортивного зала осуществляется субъективно, исходя из наличия тех или иных красок, между тем цветовое оформление повышает работоспособность, создает хорошее настроение и в определенной мере предохраняет от травм;
влияние спортивного инвентаря и оборудования на безопасность образовательного процесса: анализ детского травматизма показал, что 25% травм происходит из-за несоответствия инвентаря и оборудования возрастным и физиологическим особенностям обучающихся, 80% поставляемого в ОУ спортивного инвентаря низкого качества и не соответствует техническим требованиям и требованиям безопасности;
несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса – это недостатки в организации и нарушение в методике преподавания предмета «Физическая культура»;
отсутствие врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья.
Принципиальное условие для Школы здоровья – деление класса на группы здоровья с различной направленностью, работа с классом 2-3 педагогов, проведение 3-4 уроков в неделю, занятий по лечебной физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в первой половине учебного дня, высокая квалификация учителя физкультуры, работающего с детьми.
Эксперт службы лицензирования и аттестации, специалист Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Марина Анисимова отметила, что сегодня по уровню профессионализма педагогов можно разделить на три категории: учителя-профессионалы (10%), учителя-урокодатели (60%), учителя – «вынужденные халтурщики» (30%). Понятно, что нужен поиск практических путей, обеспечивающих рост профессионального уровня учителя физической культуры, создание условий для этого в школе. Кроме того, принципиально важно, каким программно-методическим обеспечением обладает школа. Сегодня в Школах здоровья используются учебные программы общего и дополнительного образования, методические рекомендации и учебные пособия, допущенные или рекомендованные органами образования и здравоохранения федерального и регионального уровней, однако отсутствуют инновационные авторские программы с учетом статуса общеобразовательного учреждения, разработки ведущих ученых, методические пособия из опыта работы учителей физической культуры, работающих в Школах здоровья. Сегодня московские учителя физической культуры используют две программы: комплексная программа физического воспитания В.Ляха и программа по физическому воспитанию автора А.Матвеева. Анализ программ показал, что комплексная программа Ляха адаптирована для всех типов общеобразовательных учреждений, имеет раздел физкультурно-оздоровительной деятельности, что актуально для Школ здоровья, однако вопросы здорового образа жизни в этой программе освещены мало и практически не раскрыты. Программа же Матвеева по содержанию выстроена не совсем методически грамотно, не адаптирована для учащихся с различным уровнем физического развития, физической подготовленности с учетом состояния здоровья, поэтому учителя физической культуры Школ здоровья используют ее значительно реже.
Одним из фактов, влияющих на качество учебного процесса по физической культуре, все признали уровень материально-технического обеспечения. Но, как отметила в своем выступлении заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ «Северо-Восточный» Л.Чигирева, многие Школы здоровья имеют достаточное количество спортивного инвентаря и оборудования, однако их очень низкое качество в конечном итоге влияет на качество учебного процесса и соблюдение норм и требований по охране труда и техники безопасности. Многие ОУ имеют очень маленький набор инвентаря для выполнения корригирующих упражнений на занятиях лечебной физической культурой с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, для профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, органов зрения. Что совсем плохо: как правило, компьютерная техника учителю физической культуры достается по остаточному принципу, когда она уже никому не нужна или безнадежно устарела.
В результате дискуссии позиции ее участников разделились. Одни считали, что эффективность физического воспитания можно увеличить за счет повышения качества урока физической культуры. Другие настаивали, что нужно просто увеличивать формы и объем двигательной активности. Это значит, что в самое ближайшее время учителям физкультуры предстоит на практике искать и находить оптимальные способы работы с учащимися в Школах здоровья. Что в конечном счете повысит качество преподавания физической культуры, и это не может не радовать.
Комментарии