Обзор книжных новинок
Бредемайер, Карстен. Черная риторика. Власть и магия слова. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2006. – 221 с.
Перед вами – пособие по демагогии. Черную риторику автор определил как умение манипулировать всеми риторическими средствами и приемами, чтобы аудитория пришла к необходимому для вас выводу. Решающим фактором здесь становится умение различать, когда ваши аргументы что-либо значат и когда они не значат ничего. Читая книгу, вы узнаете, что такое эристика (умение вести спор), рабулистика (искусство изощренной аргументации, позволяющее выставить предмет обсуждения или последовательность чьих-либо мыслей в нужном свете, не всегда соответствующем действительности) и, наконец, черная риторика – манипулирование всеми приемами эристики и рабулистики. «Магическая сила языковых средств заключается в умении аргументировать и дискутировать, акцентировать и вести спор так, чтобы говорящий всегда одерживал верх, причем, как сформулировал Артур Шопенгауэр, per fas et per nefas, всеми правдами и неправдами», – говорит автор. В книге описаны практические приемы искусства убеждать, извиняться и принимать извинения, брать и удерживать инициативу в дискуссии, избавляться от комплекса вины и создавать его. Но, читая дальше, видишь, что все советы, которые дает автор, пригодятся не только для «черного дела», а в обычной повседневной жизни. «Чернота» – лишь оболочка. Впрочем, эти приемы мало знать, нужно еще уметь применять на практике. А практика должна быть постоянной.
Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. В 2 ч.: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2006.
Логика – наука сложная. И Александра Денисовна Гетманова взяла на себя нелегкую задачу доказать, что изучение этой науки возможно уже с пятого класса. Учебник «Занимательная логика» с доступными ребенку объяснениями и цветными картинками прошел апробацию в московской школе №356, столичных школах-лицеях «Планета» и «Дельта». Более сотни студентов, ученики автора, провели уроки логики в школе, опираясь на материалы этой книги. Действительно, с приемами логического мышления дети сталкиваются еще в садике: анализ и синтез, сравнение и различение, описание и характеристика. Законы логики возникли тогда же, когда появился человек, человеческое мышление. Однако изучают их не в каждом вузе. Александра Денисовна и ее книги доказывают, что ничего невозможного и сложного в освоении логики нет. Главное – захотеть.
Учебное пособие «Занимательная логика для школьников» состоит из двух частей и задачника. Открываю его наугад. «Помоги Незнайке определить, что неправильно в этих стихотворениях-небылицах. Объясни, что и почему неправильно:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Спозаранку вечерком,
Поздно на рассвете,
Едет барыня пешком
В шелковой карете.
И весело, и логика представляется интересной, очень занимательной наукой. И кажется, будто нет в ней ничего сложного, хотя это, конечно, далеко не так. Вот еще задание. «Найдите логическую ошибку в категорическом силлогизме: курица – существо с клювом и несущее яйца. Утконос – существо с клювом и несущее яйца. Утконос есть курица». Что, непросто? Да, логику лучше изучать с самого начала, стараясь не упустить ничего. Серьезная наука. А ведь в жизни порой придется не только доказывать, что утконос – не курица, но и что ты сам – не верблюд.
Эх, вернуться бы в пятый класс…
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: «Речь», 2006. – 160 с.
Последние десять лет были временем освоения и развития разных форм психокоррекции, к которым относится и арт-терапия. Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, помогающий освободить скрытые энергетические резервы, а в результате – найти оптимальный способ решения проблем. Книга Марины Киселевой, доцента кафедры психологии здоровья Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы, – это руководство для детских психологов, педагогов, врачей, работающих с детьми.
Арт-терапия бывает очень разной. Каждой ее разновидности в книге посвящена отдельная глава. Изо-терапия, сказко-терапия, игровая, музыкальная терапия, наконец, фото-терапия и песочная терапия. Отдельный раздел посвящен технике медитативного рисунка, заключенного в круг (мандала). Заниматься можно как с детьми, так и со взрослыми. В книге представлена методика работы и даны инструкции.
Наверное, песочная терапия – самый загадочный метод психокоррекции из всех прочих перечисленных. Вы правильно догадались, здесь делается акцент на творческом самовыражении при игре с песком, благодаря которому на бессознательном уровне происходит снятие внутреннего напряжения и поиск путей для дальнейшего развития ребенка. Если говорить научно, то этот метод «направлен на разрешение внутренних проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного». Они проявляются в символической форме при создании композиции из песочных фигурок. Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930-х годах прошлого столетия. Игру дополняли разные предметы и куклы. Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Называлось все это «строить мир», который был призван помочь малышу. Психологи заметили, что песочные композиции можно читать. Фигурки в левом верхнем углу – символ прошлых воспоминаний или мысли о доме, о маме. То, что расположено в центре, должно отражать настоящий момент, то, о чем думает ребенок сейчас. Правый верхний угол – это, как правило, то, о чем ребенок мечтает, здесь получают воплощение его мысли о взаимодействии с социумом. Причем в центре располагается то, что наиболее важно. Играть в песке можно с кем-то из родителей. Да и взрослому порой полезно ощутить себя ребенком.
Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 86 с.
Жил да был там, господа,
Хулиган один – Балда.
Выезжал на мостовую,
Гонку начинал лихую,
Светофор не признавал,
На прохожих наезжал.
Нет, это не пародии на отечественных классиков, а сборник сценариев по ОБЖ, предназначенный для самых маленьких – для тех, кому особенно важна игровая форма подачи материала. Им рано знать, что такое терроризм: в этом возрасте человек не поймет, почему одни люди, взрослые, а следовательно, умные, убивают друг друга. Но вот защитить себя от какого-нибудь Балды, не умеющего управлять машиной, вполне можно, если изучить и исполнять правила дорожного движения для пешеходов. Сценарии, помещенные в сборнике, отражают вопросы профилактики пожарной и дорожной безопасности. Они составлены в виде коротких инсценировок в стихотворной форме, поскольку рифмованная речь лучше воспринимается младшими школьниками и воспитанниками детского сада. Важно, чтобы игра была яркой, броской и чтобы сами дети принимали участие в изготовлении костюмов. Эскизы костюмов и декораций приводятся в сборнике.
Самое, на наш взгляд, важное, чтобы сборник этот не лежал на книжной полке, а «работал», чтобы сценарии были воплощены на сцене маленькими актерами.
Комментарии