search
main
0

Как договоримся, так и будем жить

Президиум ЦК Профсоюза народного образования и науки на очередном заседании познакомился с практикой договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования Московской области. О проведенной работе рассказала заведующая отделом ЦК по вопросам общего образования Татьяна Алешина.

– Почему нам было интересно изучить опыт Московской области по заключению договоров? Во-первых, потому, что это один из крупных регионов Российской Федерации как по размерам территории, так и по числу жителей. Во-вторых, потому, что Московская область состоит из 73 самых разных территориальных образований, городов и районов, которые отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития. В-третьих, эта область по уровню социальных льгот и гарантий в сфере образования в последнее время вышла на одно из первых мест в Российской Федерации.

По заявлению губернатора области Бориса Всеволодовича Громова, к концу 2003 года зарплата работников образования составила 6000 рублей, а к концу 2004 года она поднимется до 10 тысяч. Судя по тому, что свои обещания губернатор всегда выполняет, так и будет.

Система социального партнерства в Московской области начала развиваться с 1992 года и сегодня включает в себя отраслевое тарифное соглашение на 2002-2004 годы, а также территориальные соглашения, которые охватывают 91% районов и городов. Коллективные договора есть в 71% учреждений общего и профессионального образования.

Удалось добиться выделения дополнительных средств из регионального бюджета для установления льгот, закрепляющих специалистов в сфере образования (доплаты к ставкам, единовременные пособия, предоставление жилья и т.д.). На 50% увеличена зарплата всем категориям работников сферы образования, а педагогам общеобразовательных школ с 1 ноября 2003 года – на 70%. Выделены средства на 25-процентную дотацию оплаты содержания детей работников образовательных учреждений в детских садах, на их льготное питание и так далее.

Более того, в 48 районах из 58 в территориальных соглашениях определены дополнительные (плюс к областным) льготы для работников.

В рамках модернизации образования педагогам области установлены доплаты к заработной плате. Например, участники эксперимента по реструктуризации сельской школы получают надбавку в размере 15%.

Тем не менее в Подмосковье ощущается недостаток педагогических кадров. В общеобразовательных учреждениях трудятся только 5% молодых специалистов, 19% работников – пенсионного возраста. В некоторых районах этот показатель превышал 40, а подчас и 50%. Средняя учебная нагрузка педагогов составляет 25 часов, идет постоянный отток кадров из районов, близко расположенных к Москве. До 2002 года в школы области из педагогических профессиональных учебных заведений на работу приходили только 37% выпускников. Сейчас, правда, этот показатель увеличился до 60%.

В ходе знакомства с практикой развития договорных отношений и социального партнерства мы встречались с первым заместителем министра образования области, главами районов, руководителями управлений образования, председателями райкомов профсоюза, с директорами школ, заведующими детских садов, рядовыми учителями и воспитателями. Всего мы посетили более 10 образовательных учреждений. Следует отметить, что все руководители, с которыми мы встречались, знают проблемы работников образования и стараются их решать в рамках социального партнерства, прилагают конкретные усилия к тому, чтобы уровень социальных льгот и гарантий работникам повышался, поскольку объективно считают его на сегодняшний день недостаточным.

Конечно, мы оценивали работу профсоюзной организации – от обкома до первичек в учебных заведениях – по развитию социального партнерства. Эту работу, по нашему мнению, отличают, во-первых, системность, во-вторых, стремление к результату,

в-третьих, высокий организационной уровень. Системность заключается в том, что работа планируется, проводится мониторинг, итоги постоянно рассматриваются на заседаниях президиума обкома профсоюза, в профорганизации поступают методические рекомендации, отслеживается закрепление достигнутых договоренностей.

Работа на результат – это прежде всего нацеленность заключенных коллективных договоров и соглашений на материальный эффект для работников отрасли. В Московской области есть система обсчета эффективности колдоговоров и соглашений по оригинальному алгоритму, в том числе в денежном выражении. Анализ позволяет увидеть, что результат – от 8 до 25 рублей на каждый рубль вложенных членских взносов по отдельным территориям.

Все достигается не просто. Диалог с властью проходит, как правило, напряженно и длится довольно долго. Но цель в данном случае оправдывает и затраченное время, и приложенные усилия.

В ходе проверки мы узнали, что заключается территориальное соглашение по Люберецкому району, оно до сих пор не подписано, хотя 8 месяцев продолжаются переговоры. И обком профсоюза, и районный комитет настаивают на том, чтобы был значительный эффект от соглашения. Когда договоренности будут достигнуты, оно будет подписано. Причем надо отметить, что соглашения нынче в Московской области трехсторонние.

Что касается высокого уровня организационной работы в сфере социального партнерства, то могу проиллюстрировать это утверждение одним примером. За прошедший год количество коллективных договоров в учреждениях общего образования возросло на 30%. Это не только количественный, но и качественный показатель. За этими цифрами стоит серьезная и последовательная работа аппарата обкома профсоюза. На наш взгляд, диалог между областным комитетом и властью чрезвычайно конструктивен. Главным образом этого удалось добиться благодаря авторитету областной организации профсоюза и лично ее председателя Анатолия Ильича Морозова.

Информация к сведению

В Подмосковье действует областная целевая программа «Развитие образования на 2001-2005 годы», которая предусматривает:

• обеспечение государственных гарантий реализации принципа равных возможностей в сфере образования;

• усиление государственной поддержки образовательных учреждений;

• повышение общественного и государственного статуса педагогического работника;

• создание условий для повышения качества дошкольного, общего и профессионального образования;

• обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами и существенное повышение уровня научно-методической поддержки;

• формирование экономического механизма эффективного использования ресурсов системы образования, обеспечение инвестиционной привлекательности сферы образования;

• социальную поддержку работников образования.

На выполнение программы из областного бюджета запланировано выделить в целом 574,85 миллиона рублей.

Правительство Московской области приняло постановления:

• О повышении уровня оплаты труда за счет средств областного бюджета.

• О дополнительной доплате работникам образования, имеющим почетные звания Минобразования РФ, Московской области.

• О дополнительных выплатах молодым специалистам на обустройство по окончании учебного заведения и ежемесячных доплатах (в размере 300 рублей в течение двух лет работы).

• Об обеспечении молодых специалистов, направленных на работу по запросам органов управления образования, муниципальным жильем или общежитием с обязательным предоставлением в перспективе квартиры, комнаты.

• Об обеспечении бесплатным жильем педагогических работников школ и учреждений начального профессионального образования посредством строительства муниципального жилья для бюджетной сферы, долевого жилищного строительства, выделения жилплощади для очередников.

• О развитии жилищного ипотечного кредитования (Протвино) и предоставлении жилищных субсидий учителям (г. Жуковский и Ивантеевка).

• Об оздоровлении работников образования области и их детей.

• О компенсации расходов на проезд общественным транспортом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте