search
main
0

Как быть учителем-наставником? Советы для тех, кто поддерживает молодых педагогов

В постоянно меняющемся ландшафте образования роль учителя выходит за рамки передачи знаний. Самые опытные и открытые к диалогу из учителей берут на себя также и ответственность за вдохновение и поддержку коллег-педагогов на пути профессионального роста.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Наставничество в сфере обучения стало краеугольным камнем продвижения действительно работающих методов обучения, формирования образовательной среды, снижения уровня выгорания и вообще стресса от неизвестности.

Глазкова Алена Александровна, психолог, тренер и преподаватель Центра толерантности Еврейского музея, разбирает основные принципы и стратегии наставничества, которое «не усложняет жизнь наставнику и облегчает ее наставляемому».

Человечность вперед эффективности

В условиях постоянного кадрового голода, а также с учетом стресса, вызванного событиями трех последних лет, наставничество, как и любые «человеческие методы», должно быть приоритетом системы образования в вопросах кадрового обеспечения.

Проще говоря: молодые педагоги приходят, а через 2-3 года вновь уходят на рынок труда, потому что не удовлетворены ни оплатой, ни атмосферой в коллективе. С первым что-либо мы поделать не в силах, но со вторым — да.

Ощущение поддержки, возможность задать вопрос и получить профессиональный и вместе с тем человечный ответ, просто необходимы для создания любой здоровой атмосферы в рабочем коллективе.

Наставничество и интеграция

Часто наставничество сочетает два взаимосвязанных набора обязанностей.

С одной стороны, молодого педагога нужно научить простым и практическим аспектам работы в школе.

Стресс у бывшего студента педагогического вуза может вызывать не столько непростой класс, сколько постоянно «лагающий» электронный журнал на компьютере, неясные инструкции относительно дополнительных занятий и общения с родителями, пугающий копировальный аппарат и спрятанные (чтобы «никто не нашел и не облегчил себе жизнь») стандарты.

Такая информация крайне важна и должна быть частью «вводной программы» для всех, кто впервые приходит на работу. Глупых вопросов на этом этапе погружения в учительскую профессию не существует, и об этом стоит как можно скорее дать понять. Атмосфера, в которой не боятся ошибаться и задавать вопросы, называется «безопасной психологической средой», именно в такой среде зарождаются лучшие практики, а дети достигают высоких образовательных результатов.

Вместе с тем, наставничество глубже «введения в школьные дела», поскольку основано на профессиональной деятельности и отношениях. Педагог-наставник выступает для своего коллеги партнером и поддерживает индивидуальное профессиональное развитие.

Фото: Freepik

Что значит «поддерживает»?

Все будет зависеть от вопросов конкретного наставляемого и задач, которые вы поставите вместе в начале наставнических отношений. Для кого-то ключевой сложностью будет «цифровизация», для другого — взаимодействие с родителями, в третьем варианте процесс интеграции будет и оперативным, и эффективным, но возникнут сложности с конкретным учеником в классе.

Ниже перечислены некоторые возможные задачи поддержки. Я сознательно избегаю слова «обязанности», поскольку оно несет в себе негативную и зависимую коннотацию. Наставнические отношения — это партнерство, и если подходить к нему с установкой обоюдной выгоды от процесса, настроиться на эффективную работу будет проще.

  1. Эффективные методы преподавания: продемонстрируйте актуальные методики и стратегии, которые срабатывают именно у вас (в педагогическом вузе про них уже рассказывали, но в каждой школе своя атмосфера); приглашайте на открытые уроки и делитесь опытом разрешения сложных ситуаций.
  2. Рекомендации: обсудите планы уроков, методы работы с классом, лайфхаки по поиску материалов и проверке домашней работы. Все это будет меняться по мере развития сотрудника, и ваши советы помогут усовершенствовать подход к обучению.
  3. Наблюдения и обратная связь: заглядывайте к наставляемому на урок, чтобы определить его сильные стороны и места, требующие улучшения, устраивайте рефлексивные дискуссии, анализируйте вместе практику преподавания.
  4. Ставьте конкретные цели: вам потребуется план, чтобы а) не потерять бесценное время б) точно знать, к чему вы стремитесь, и иметь возможность оценить результаты. Например: «К концу октября составлены N планов, каждый из которых включает презентацию и ссылки на дополнительные материалы».
  5. Полезные ресурсы: делитесь с коллегой образовательными ресурсами, учебными материалами, исследовательскими и популярными статьями и другим контентом, который делает работу эффективнее и проще. Например, для развития инклюзивной грамотности — портал Культура.inc, а для решения вопросов с иностранными учениками в классе — проект «Межкультурный воркаут».
  6. Планирование профессионального развития: вместе составьте план конференций, вебинаров, методических семинаров, курсов повышения квалификации, которые помогут разобраться в тонкостях работы и поспособствуют профессиональному росту.
  7. Решение проблем: дайте наставляемому понять, что вы готовы помочь с решением определенного круга вопросов: управление классом, разработка учебного плана, поиск дополнительных материалов, создание инклюзивной среды и др.
Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Будет лучше, если вы заранее определите список областей, в которых можете оказать помощь, а где вопрос не к вам. Договоритесь о формате решения и удобном времени коммуникации. Никто не планирует сесть вам на шею, просто наличие плана и договоренностей всегда уменьшает неопределенность и стресс.

  1. Отношения в коллективе: помогите молодому педагогу установить здоровые отношения с коллегами. Поделитесь информацией о негласных и гласных правилах в коллективе. Это не сплетни о чертах характера обитателей учительской, а вполне конкретные вещи: в каких социальных сетях предпочитают общаться? кто лучше всех разбирается в олимпиадах? к кому лучше обратиться с вопросом об учебниках? как отдыхают коллеги?
  2. Навигация по стандартам: пока ваши наставляемые учились, стандарты, ключевые УМК и подходы могли поменяться. Постарайтесь вместе изучать новую образовательную политику, технологии и правила и договоритесь информировать друг друга о текущих тенденциях.
  3. Человеческая поддержка: помогите молодому педагогу повысить уверенность в своих силах и вообще поверить в себя. Отмечайте достижения и рост, поощряйте рефлексию и самоанализ, предлагайте эмоциональную поддержку в сложных ситуациях: например, при конфликтах с учащимися и коллегами.

Когда всем этим заниматься?

Список задач, с которыми наставник может помочь, настолько внушителен, что вводит в ступор даже профессионалов. «Ну и когда я должна найти на все это время, если сама работаю?» — вполне справедливый вопрос. Найти время для эффективного наставничества может быть настоящей проблемой с учетом плотного графика.

Совет банален, но по своей значимости лидирует: не нужно брать на себя ответственность и новый функционал, если ресурсов совершенно нет. Вы навредите и себе, и молодому педагогу, который окажется между молотом и наковальней — непонятной системой и выгорающим наставником.

Вот несколько стратегий, которые помогут учителю-наставнику найти время для помощи другим:

  1. Управление временем: расставляйте приоритеты для своих задач и выделяйте определенные временные блоки для наставнической деятельности. Относитесь к наставничеству как к запланированной задаче, точно так же, как и к планированию урока или выставлению оценок.
  2. Установите границы: установите четкие границы между наставничеством и вашими обязанностями преподавателя. Как вариант: назначьте определенные дни или конкретное время исключительно для наставнической деятельности.
  3. Онлайн-общение: используйте интернет, чтобы поддерживать связь даже без физического контакта. Договоритесь об удобном времени для сообщений и их формате. Не обязательно назначать встречу, чтобы решить простейший вопрос «А где можно взять…?», иногда хватит сообщения.
  4. Интеграция в работу: по возможности включайте наставничество в свою собственную педагогическую практику. Приглашайте коллег наблюдать за вашими занятиями или совместно проводить уроки, организовывать экскурсии или проекты.
  5. Интеграция в обучение: используйте семинары, вебинары или конференции, чтобы уже на них вместе с наставляемым разобрать нужные вопросы. Если кто-то хорошо объясняет тему, не изобретайте велосипед: предоставьте молодому педагогу доступ к информации или посетите мероприятие вместе.
  6. Делегируйте и разделяйте: делегируйте определенные административные задачи или обязанности подопечным или другим коллегам, освобождая время для наставнической работы. По возможности рассмотрите вариант разделить наставнические функции с другими опытными преподавателями, чтобы распределить рабочую нагрузку и убедиться, что наставляемые получают поддержку из нескольких источников.
  7. Гибкий подход: наставничество не всегда требует длительных сессий. Короткие беседы, быстрая и конструктивная обратная связь и краткие обсуждения иногда куда более эффективны. Главное, чтобы встречи были регулярными, а значит можно было отслеживать результаты и прогресс.
  8. Пакетный метод: группируйте похожие действия и материалы по наставничеству в «пакеты». Например, все инструкции по документации в один пакет; перечень проверенных информационных ресурсов в другой; список креативных способов организовать проектную деятельность в третий. Такой подход поможет максимизировать эффективность, а также освободить время, пока наставляемый будет самостоятельно изучать материалы.
  9. Забота о себе: не нужно самопожертвования, уделите первоочередное внимание собственному благополучию и заботе о себе. Уравновешенный учитель-наставник более эффективен и способен оказывать значимую поддержку другим.
Фото: Freepik

Личное наблюдение № 1. Не переучивайте

Наставники моделируют и подсказывают, но не занимаются переучиванием. Ваша цель — не исправить человека или сделать себя версии 2.0. Напротив, вам необходимо поделиться навыками и знаниями, но при этом оставить «достаточно места», чтобы педагоги смогли найти свой стиль и призвание.

Как и в случае с учениками, иногда очень важна способность «отступить» и позволить наставляемым делать ошибки, а уже потом мягко предлагать альтернативы. Так вы не только сформируете доверительные, не авторитарные, отношения, но и поощрите молодого педагога пробовать новые стратегии и быть самим собой.

Показывайте, лучше с примерами, что работает у вас, и вместе с тем поощряйте педагогическое творчество. Это помогает обрести молодому педагогу уверенность и взять на себя ответственность за собственный прогресс.

Личное наблюдение № 2. Больше практики

Совместная работа над проектом или школьным событием позволит не только чему-то научить молодого педагога, но и научиться у него. В этом плюс наставничества: вы оба можете получить пользу.

У вас бесспорно больший опыт, но у вчерашнего студента педагогического вуза могут быть креативные идеи, которые понравятся учащимся. Например, сделать вместо презентации комикс, организовать квест, искать ошибки на популярном новостном сайте.

Объединяйтесь в группы с другими коллегами, устройте мозговой штурм и проанализируйте все возможности. Так молодой педагог (и вы тоже) почувствуете себя развивающимися профессионалами.

Личное наблюдение № 3. Менторинг

Любая деятельность в сфере человек-человек не обходится без конфликтов и недопониманий. Не бойтесь об этом говорить. Ошибаться нормально, а вот затаивать обиду на коллегу и фыркать об этом про себя или с другими коллегами — нет. Дело не в морали, просто это выматывает и создает атмосферу, в которой тяжело работать.

Обсуждайте все конфликтные ситуации вместе с наставляемым, расскажите о собственных потребностях, выслушайте опасения второй стороны. Будьте любознательным в человеческих отношениях. Правых и виноватых здесь нет, есть возможность получить интересный педагогический сплав, при этом оставшись отдельными профессионалами.

Учитесь быть не только наставником, но и наставляемым. Обращайтесь за помощью и мнением других педагогов: иногда очень полезно посмотреть на ситуацию другими глазами. То, что вам показалось обидным, может на деле объясниться недосыпом и жалобами из 7 «Б», а совсем не поведением молодого коллеги.

Проведенные исследования показали, что коллективы, которые применяют наставничество и менторинг, тем самым наладив взаимосвязь между сотрудниками, способны добиться больших результатов. Но куда важнее — люди в них работают дольше, а страдают от стресса меньше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте