search
main
0

Как было и что будет? Опыт проведения 9 тура конкурса нфпк по созданию учебной литературы нового поколения на электронных носителях

За последние три – четыре года произошли существенные сдвиги в решении вопросов информатизации системы образования. Значительно улучшилась материальная база образовательных учреждений. Благодаря конкурсам НФПК и Минобразования России разработано большое количество электронных материалов учебного назначения, созданы реальные предпосылки для перехода массовой школы к использованию ИКТ в учебном процессе, к новому уровню образования. Уже сейчас очевидно, что работа в этом направлении должна продолжаться. Однако целью всей этой деятельности, на наш взгляд, должно быть не внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование, а достижение большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни. Именно с этой точки зрения следует рассматривать создание образовательных информационных объектов, ресурсов или информационных источников.

Сегодня проведением конкурсов на создание учебных материалов на электронных носителях никого не удивишь, однако в 2002 г., когда НФПК объявил 9 тур конкурса на создание учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы, это было делом совершенно новым. За эти два с половиной года пройден долгий и непростой путь – путь проб и ошибок, поиска разумных компромиссов и правильных решений, достижений и побед.

В данной работе предпринята попытка проанализировать опыт организации и проведения 9 тура, дать объективную оценку тому, что удалось и что не получилось или получилось не в полной мере, и извлечь необходимые уроки на будущее. Особенно актуально это сейчас, когда завершается подготовка проекта «Информатизация системы образования». Вот почему данный материал композиционно разделен на две тесно взаимосвязанные части: Как это было: из опыта 9 тура и Как хотелось бы: рекомендации для проекта ИСО.

I. Подготовительный этап

1. Определение потребностей в разработке новых электронных изданий, целей и задач конкурса

На подготовительном этапе был проведен анализ российского рынка электронных изданий (далее – ЭИ) учебного, энциклопедического, информационного и культурологического характера, который позволил определить первоочередные потребности российской школы в учебных материалах на электронных носителях и список номинаций, по которым и был объявлен 9 тур конкурса НФПК «Создание учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы». Четкое определение целей и задач конкурса позволило в дальнейшем избежать дублирования при проведении конкурсов Минобразования России в рамках целевой федеральной программы «Развитие единой информационной среды для системы образования, 2001 – 2005 годы».

Общая продолжительность: 4 месяца

В 2001 г., вероятно, проведенного исследования было достаточно, однако сейчас при подготовке проекта «Информатизация системы образования» (далее – проект ИСО) необходимо провести «инвентаризацию» и анализ всего того, что создано в рамках различных конкурсов, что разработано различными российскими фирмами за счет собственных средств, а также появилось на западном рынке за последние годы. Желательно провести опрос или изучение потребностей специалистов (преподавателей и методистов), занятых в традиционном преподавании/обучении, для различных предметных областей.

Это позволит не только более четко определить типы/виды материалов на электронных носителях, которые необходимо разработать на конкурсной основе в рамках различных направлений первой компоненты проекта ИСО.

В России уже есть десятки ЭИ по различным дисциплинам, насколько необходима разработка новых? Для того чтобы двигаться вперед, нужны обобщение опыта работы и обоснование разработки электронных изданий определенного типа (будут ли это просто ЭИ, или учебно-методические комплексы, или модули и т.д.) для тех или иных методик обучения, для самообразования.

Прежде всего предварительно следовало бы выделить ряд экспериментальных площадок, чтобы изучить опыт использования существующих ЭИ в учебном процессе при различной комплектации школ компьютерными классами и отдельными компьютерами для целей административного управления, проработать модели использования ЭИ в школах в частности и в образовании в целом. Необходимо обобщение опыта по конкретному использованию ЭИ в учебном процессе, выделение моделей использования ИКТ и ЭИ как в традиционных формах обучения, так и в инновационных.

Работы по первому направлению проекта ИСО должны включать опрос десятков методистов и преподавателей о том, какие ресурсы им необходимы как для успешного преподавания отдельных дисциплин, так и для организации обучения в рамках инновационных форм. Также должны быть опрошены потенциальные творческие коллективы, разрабатывающие УМК или имеющие опыт разработки ЭИ в рамках конкурсов НФПК и Минобразования и науки России. Должна быть выяснена их точка зрения на список ЭОР, необходимый им для разработки потенциальных УМК. Соответствующие работы также должны проводиться по конкурсу.

Таким образом, целесообразно было бы выделить два основных направления исследований и опытно-конструкторских работ при проектировании или разработке информационной образовательной среды:

изучение потребностей специалистов (преподавателей и методистов), занятых в образовании, для различных предметных областей в традиционном преподавании/обучении, создание коллекций информационных источников, УМК и других ЭИ для традиционных методов обучения;

создание и развитие инновационных технологий образования с одновременной разработкой ряда цифровых образовательных ресурсов и ЭИ для их поддержки.

Примечание. Отдельное направление должно включать разработки для лиц со специальными потребностями в образовании.

2. Подготовка

конкурсной документации/положения

о конкурсе

После определения целей и задач 9 тура Конкурса НФПК и согласования списка номинаций с Минобразованием России началась подготовка конкурсной документации, включающая разработку общих содержательно-педагогических, технических и прочих требований, технических заданий по каждому лоту/номинации, списка основных понятий и терминов, а также ее внешнюю экспертизу и доработку. После этого специалистами Отдела закупок НФПК был подготовлен пакет тендерных документов в соответствии с правилами и процедурами МБРР.

Общая продолжительность: 6,5 месяца.

Следует сказать, что общие содержательно-педагогические и технические требования, а также Технические задания (далее – ТЗ) по отдельным лотам, подготовленные для проведения 9 тура, оказались невысокого качества. В них были заложены иногда противоречивые, а иногда и неясные требования, например: «ориентироваться на современные формы обучения» и «допускать использование и в рамках традиционных форм». Подавляющее большинство разработчиков не в полной мере представляют современные формы обучения, и нескольких слов в конкурсной документации совершенно недостаточно для пояснения.

Еще одна цитата: «В рамках описания каждого отдельного лота выделяются обязательные компоненты, создание и разработка которых строго обязательны и отсутствие которых в предложении будет основанием для отклонения предложения участника, и дополнительные компоненты, создание и разработка которых не являются обязательными». То есть оказывается, что в ТЗ перечислен ряд совершенно необязательных компонентов, в число которых входит, например, совершенно необходимый поисковый центр. В то же время на обязательные компоненты распространяются универсальные «Общие содержательно-педагогические требования к электронным изданиям», которые необходимо было конкретизировать для каждой отдельной предметной области.

Приведем другой пример: «Разработчик обязуется предпринять разумные усилия…» – при такой формулировке это предложение некоторые фирмы рассматривали как совершенно необязательное пожелание.

Следует отметить, что две работы должны были предшествовать проведению конкурса, а именно:

а) разработка единого стандарта описания информационных объектов; б) выбор сетевого решения для всех ЭИ, разрабатываемых в рамках конкурса.

В результате большинство фирм удовлетворило следующее требование:

Работать в локальной сети обычно используемых в школах конфигураций (одноранговая сеть, сеть с выделенным сервером) таким образом, что ЭИ устанавливается только на одном компьютере в сети и при этом:

а несколько пользователей в сети могут работать одновременно с этим ЭИ и одновременно с пользователями других ЭИ;

а результаты деятельности учащихся сохраняются на компьютере, где установлено ЭИ;

а обеспечена идентификация пользователей, отождествление пользователей ЭИ и пользователей сети;

а обеспечено разграничение прав доступа, но только в части собственных продуктов. Попытка совместного использования двух ЭИ различных фирм особенно на первых этапах иногда приводила к фатальным ошибкам.

Кроме того, в конкурсных требованиях должен был быть четко определен тип ЭИ, на разработку которого объявлен конкурс: электронный практикум, виртуальная лаборатория и т.д.

Средний размер каждого ТЗ – полстранички (см. пример в Приложении 2), что непростительно мало. К тому же очень часто ТЗ не в полной мере соответствовало заявленному типу ЭИ, либо были неточно расставлены смысловые акценты. Например, ТЗ на лот 8 «Обществознание» (см. Приложение 2) начинается со следующих строк: «Данное ЭИ покрывает правовые, граждановедческие, социологические аспекты данной предметной области и включает следующие компоненты:

Обязательные компоненты:

Информационно-справочные источники

а Законодательная и нормативная база.

а Справочные материалы (статистические данные и др.)».

Получается, что лот 8 ориентирован на разработку справочного издания, содержащего в основном только справочные тексты. Кстати, каким должен быть объем представленных документов и законов? Не ниже Гаранта или Консультанта? Вряд ли школьникам нужен такой объем материалов. Возможности мультимедийности и пр. здесь вообще просматриваются с трудом. Лишь потом далее появляется требование:

картографические материалы;

коллекция фото-, видео-, мульти- и аудиоиллюстраций;

иллюстрации, в том числе мультипликации (анимации), наглядно представляющие социальные процессы.

Но акцент уже сделан на тексты информационно-справочных материалов. Это тот случай, когда перестановка слагаемых приводит совершенно к другому результату. С нашей точки зрения, такое ЭИ не должно было вообще включаться в лоты 9 тура.

В тех вариантах документов, касающихся продолжения работ в рамках подготовки проекта ИСО, с которыми мы смогли ранее ознакомиться, также нет обоснования необходимости разработки того или иного УМК, например, для начальной школы. Просто провозглашается, что разработка программного обеспечения по данному направлению «обеспечит модернизацию образовательного процесса на основе современных педагогических технологий». Правда, в документах заложен элемент конкуренции, поскольку предполагается разрабатывать до трех вариантов каждого УМК.

A) Разработка Положения о конкурсе/подготовка пакета конкурсной документации должна включать:

определение целей и задач конкурса, типа электронного издания, на который объявляется конкурс;

разработку общих конкурсных требований (содержательно-педагогических, дизайн-эргономических, технических и др.);

подготовку более подробных Технических заданий по каждому лоту/номинации.

С нашей точки зрения, подготовка ТЗ является чрезвычайно важным моментом во всем проекте. От качества ТЗ, от четкости и ясности формулировок, не допускающих множественности толкований, зависит и получаемый результат. Поэтому представляется целесообразным проведение некоторых работ на стадии так называемого эскизного проектирования. Сюда мог бы войти специальный опрос преподавателей-предметников относительно существующих трудностей в изучении их предмета и как эти трудности можно преодолеть с помощью средств ИКТ при традиционных или современных формах обучения. Тогда в ТЗ могли бы быть включены положения, отражающие точку зрения преподавателей-практиков и направленные на повышение эффективности образовательного процесса.

B) ТЗ должны быть ориентированы на создание электронных образовательных изданий нового типа (хотя бы мультимедийных), быть более детализированными и содержать такие требования, которые могут быть проверены в рамках приемосдаточных испытаний. Если в конкурсной документации, например, содержится требование, что разработанный продукт должен учитывать определенные психолого-педагогические особенности, то необходима ссылка на соответствующий документ или монографию, где эти особенности изложены.

С) Разработка технических заданий по созданию коллекций, учебно-методических модулей и комплексов должна опираться на ряд предварительно выполненных вспомогательных работ (допустимо использование готовых результатов, если они есть). К примеру, должны быть введены отраслевые стандарты на типовые элементы навигации (включая, возможно, и их пиктографическое изображение), варианты функций распечатки текста и иллюстраций, копирования, формата экспорта отдельных элементов, рекомендации по типовому дизайну текстовых окон (возможности использования определенных сочетаний цветов фона и текста, размера и гарнитуры шрифта, скроллинга текста и поиска в пределах текстовой страницы) страницы, вопросы сетевой организации учебной работы, вопросы регистрации и начала работы с электронным учебным изданием и т.д. К сожалению, работы по стандартизации занимают длительное время, и их целесообразно инициировать в рамках программы РЕОИС или же ее продолжения.

Кроме того, необходимо стандартизировать возможности путеводителя, а в нем в первую очередь поискового центра, который должен обеспечивать поиск требуемой информации в пределах ЭИ за минимум шагов (с возможностью пошагового уточнения) с запоминанием результатов поиска. При этом возможно использование ряда фильтров, произведение уточняющего поиска в выборке, осуществление просмотра выбранной информации и т.д.

При использовании в разработке звукового сопровождения или иллюстраций с изображениями памятников мировой культуры необходимо давать подробное их описание (например, для иллюстраций – автор, размер, стиль, место нахождения и т.д.; для музыкальных произведений – композитор, время создания, исполнитель и т.д.; для фильмов – режиссер, сценарист, время создания и т.д.). Вовсе не обязательно эта информация должна появляться на основных экранах, но она должна быть. Целесообразно разработать стандарт такого описания, что позволит повысить как культуру разработки, так и общий культурный уровень педагогов и учеников.

Некоторые проблемы, возникающие при использовании ЭИ в школе, приведены в Приложении 3.

D) Терминологический словарь является обязательным элементом конкурсной документации и должен включать большинство используемых в ней понятий и терминов.

Е) Крайне нежелательно включать в ТЗ требование на соответствие другим лотам, разрабатываемым в рамках того же конкурса.

Сергей ХРИСТОЧЕВСКИЙ, зав.лабораторией Института проблем информатики РАН, кандидат технических наук; Светлана ДУБОВИК, координатор программ отдела учебного книгоиздания ИПРО НФПК, кандидат филологических наук

A) Разработка Положения /подготовка пакета конкурсной документации должна включать:

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте