Странно, но свой первый самостоятельный урок я вспомнить не могу, зато до мелочей запечатлелась в памяти первая педпрактика, как будто дело было вчера, а не 18 лет назад. До сих пор помню косой луч света на первой парте, голубенькие в мелкий цветочек обои в классе да еще строгую галерею классиков на стенах – непременный атрибут кабинетов русской словесности.
Мне, студентке третьего курса, нужно было говорить целых сорок пять минут о «мысли семейной в романе Толстого «Война и мир». Девятиклассники смотрели на меня, словно любознательный ботаник на инфузорию-туфельку под микроскопом. Без злости, но с предвкушением куража и возможности вволю посмеяться над студенткой, тем более что строгой классной, которая вела у них литературу, в этот раз на последней парте не было. Она заболела, и я осталась с классом один на один, как дрессировщик в клетке с молодыми львятами. Я поздоровалась и представилась… и замолчала, чувствуя, что мой голос от неуверенности и страха дрожит, а в горле пересохло до такой степени, что произнести дальше хоть какие-то слова было просто физически невозможно. И тут я случайно краем глаза зацепила тему урока – Лев Толстой «Война и мир». Странно, но само имя классика неожиданно подействовало успокаивающе. Я вдруг увидела перед собой не ироничных старшеклассников, а неуклюжего Пьера, ухаживающего за холодной, манерной Элен, веселые, озорные глаза Наташи Ростовой, пухленькую беличью губку маленькой княжны Лизы и грустные, прекрасные глаза некрасивой Марии Болконской. Герои Толстого точно по волшебству ожили в моей голове, я услышала их голоса и удивилась своему ровному, уверенному голосу. Странно, но девятиклассники тоже заметили мое волшебное преображение. Они перестали сканировать меня взглядами, а неожиданно зашелестели страницами учебника, отыскивая семейные эпизоды в романе. Даже те, кто «Войну и мир» не читал, тоже пытались что-то найти, заглядывая в книгу соседа. Тогда я впервые поняла – ученикам можно говорить только о том, что тебе самому интересно и важно, что тебя захватывает и будоражит.
Это может даже отчасти компенсировать отсутствие опыта и солидности. Главное – искренность и увлеченность. Наверное, поэтому наши дети так любят студентов и молодых педагогов. Ведь между ними еще нет губительной пропасти лет, они принадлежат к одному поколению, у них одинаковые кумиры, они смотрят одинаковые фильмы и читают одни и те же книги. Они понимают друг друга и говорят на одном языке. Кроме того, у молодых, как правило, нет шаблонов и стереотипов, они уверены: педагог – профессия творческая, они не хотят быть скучными и превращают свой урок в мини-спектакль или увлекательное путешествие. Это не значит, что все опытные учителя – зануды, просто молодость и творчество воспринимаются мною как слова-синонимы. А поэтому мы вновь возобновляем нашу полосу «Студенческий клуб», которая будет выходить в следующем году ежемесячно и будет адресована в первую очередь студентам педвузов. Очень хотелось бы, чтобы «Студенческий клуб» стал для вас реальным помощником, дорогие будущие педагоги. Чтобы на его страницах вы могли найти ответы на волнующие вас вопросы, поделиться своим, пусть небольшим, но опытом. Между прочим, в ближайших номерах мы подведем итоги нашего конкурса, объявленного летом, – «Моя педагогическая практика». Напоминаем, что лучшие эссе будут опубликованы на страницах «Студенческого клуба». У вас еще есть время прислать ваши работы. Ждем ваших писем по адресу: Москва, Ананьевский переулок, 4/2, строение 1, или по электронной почте: rudenko@ug.ru
Светлана РУДЕНКО, редактор отдела образования и воспитания
Комментарии