Как мы уже сообщали в 31-м номере «МП» от 2 августа, образование не назовешь приоритетным разделом федерального бюджета на предстоящий трехлетний период. В абсолютном выражении ассигнования на отрасль увеличатся. Вместе с тем, при общем росте расходной части бюджета на 48,1%, расходы на образование за три года вырастут лишь на 22,7%. Во многом это объясняется поэтапным сокращением финансирования из федерального бюджета мероприятий, предусмотренных национальным проектом. Уже в 2008 году уменьшится финансирование национальных университетов и инновационных вузов, оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием. А с 2009 года полностью прекратится федеральное финансирование инновационных образовательных программ. Расходы на денежное вознаграждение за классное руководство Минфин России предполагает передать с 2010 года на региональные бюджеты, обещая их возмещать.
Понимая, что размер индексации заработной платы работников федеральных образовательных учреждений, предусмотренный Правительством РФ на трехлетний период, отстает от реальных инфляционных ожиданий, ЦК Профсоюза несколько месяцев проводил переговоры и консультации с Правительством РФ, с комитетами социального блока Государственной Думы, обращался к руководителям всех фракций с требованием пересмотреть эти параметры. Однако министерства экономического блока, не ощущая активной поддержки позиции профсоюза со стороны Минобрнауки России, не поддержали наши предложения. В результате депутаты большинством голосов оставили заложенные в проекте бюджета ассигнования на проведение индексации.
Таким образом, зарплату работников образования и других бюджетных отраслей предусмотрено индексировать с 1 сентября 2008 года на 7%, с 1 августа 2009 года – на 6,8%, с 1 января 2010 года – на 6,5%, итого за три года – на 21,7%. По прогнозам экспертов, индекс потребительских цен увеличится за этот период на 30%, а тарифы и цены на платные услуги населению – на 49%.
Приходится сделать вывод, что большинство депутатов Государственной Думы поддержали позицию Правительства РФ о «замораживании» зарплаты работников бюджетной сферы. Таким образом, создано экономическое давление с целью ускорения процессов изменения организационно-правовых форм в бюджетном секторе, дальнейшей реструктуризации сети образовательных учреждений, скоропалительного реформирования систем оплаты труда преимущественно в рамках имеющихся финансовых ресурсов.
Напомним, что профсоюз в ходе подготовки и рассмотрения проекта федерального бюджета на трехлетний период внес в Правительство РФ и Государственную Думу пакет предложений по повышению уровня оплаты труда всех работников образования, а также по повышению социального статуса отдельных категорий работников (педагогов дошкольных образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателей вузов, не имеющих ученой степени), по увеличению стипендий студентов.
В результате переговоров Правительство РФ приняло предложения профсоюза о резервировании в федеральном бюджете ассигнований на введение новых систем оплаты труда в федеральных государственных учреждениях: на 2008 год заложено 16,9 млрд. рублей, на 2009 год – 46,3 млрд. рублей, на 2010 год – 51,4 млрд. рублей.
Депутаты поддержали предложения профсоюза и предусмотрели в федеральном бюджете средства на повышение стипендий с 1 сентября 2008 года для студентов вузов до 1100 рублей (рост – 22%), а для учреждений среднего и начального профессионального образования – до 400 рублей (27%). Одновременно депутаты закрепили в законодательном порядке уже заложенное в бюджет 2007 года повышение базового размера стипендии в вузах с 1 сентября 2007 года до 900 рублей, а в СПО и НПО – до 315 рублей.
Правительство РФ, а затем и депутаты, поддержав очевидные приоритетные направления, названные Президентом РФ в Бюджетном послании (демографическое развитие страны, развитие важнейших секторов и направлений экономики), предусмотрели на эти цели в федеральном бюджете более 400 млрд. рублей, разблокировав стабилизационный фонд и создав фонд национального благосостояния. Безусловно, это позитивный шаг. Но одновременно власть ясно продемонстрировала свое намерение жестко противостоять лоббированию интересов других видов деятельности и секторов экономики, особенно в условиях предвыборной ситуации.
Тем не менее профсоюз будет настаивать на выделении дополнительных ассигнований на реализацию предложенных мер по государственной поддержке работников образования, поскольку уверен в том, что создание условий для развития кадрового потенциала, а также повышения качества и эффективности труда является основой построения инновационной экономики. Представители экономического блока в Правительстве РФ уже сделали несколько заявлений в СМИ о том, что в принятый трехлетний федеральный бюджет могут быть внесены изменения с учетом темпов роста экономики страны.
О подготовке проекта Единых рекомендаций РТК на 2008 год
Подробная информация о действиях профсоюза по ускорению принятия проекта постановления Правительства РФ «О совершенствовании систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений», подготовленного Минздравсоцразвития России, содержится в постановлении Президиума ЦК Профсоюза от 16.04.07 года (пр. №10).
В связи с затянувшимся согласованием позиций различных рабочих групп, созданных для проработки этого вопроса в разных федеральных министерствах и ведомствах, а также неоднозначной позицией Минобрнауки, вынести проект Единых рекомендаций на 2008 год для рассмотрения на заседании РТК до настоящего времени не представлялось возможным, учитывая необходимость согласования его текста с текстом проекта постановления Правительства РФ по этому вопросу.
По уточненному плану работы РТК на II полугодие в августе предусмотрено рассмотреть проект Единых рекомендаций на 2008 год в рабочей группе РТК, а в сентябре – на самом заседании Российской трехсторонней комиссии.
Комментарии