Выступая 1 марта с Посланием Федеральному Собранию, Президент РФ Владимир Путин поставил задачи по дальнейшему развитию системы отечественного образования, в том числе школьного. В частности, по словам президента, «нужно выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ», от которых во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов. О возможных механизмах реализации инициативы рассуждают наши эксперты.
Исаак КАЛИНА, министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы:- Я рад, что то, что делает Москва, президент рекомендовал делать всем. Потому что уже более открытой системы формирования управленческих директорских кадров, чем в Москве, нет. Вы можете посмотреть любую аттестационную комиссию онлайн. Для того чтобы ввести механизм независимой объективной аттестации директоров, необходимо сделать формульную независимую систему финансирования, формульный рейтинг вклада школ в систему образования и формульную зарплату. И сделать это все вместе. Каждый сам по себе эти механизмы работать не будут. К нам много приезжает коллег, они хорошо знают, как проходит у нас аттестация, заседание аттестационной комиссии – самый популярный образовательный ресурс, трансляцию смотрят многие не только в Москве, по всей России. И мы готовы помогать коллегам выстроить эту открытую, современную систему.Сергей ТАРАСОВ, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области:- Я полностью поддерживаю данную инициативу, поскольку полагаю, что директор школы – это ключевая фигура, которая отвечает за многие процессы в системе образования, в том числе за ее развитие. Поэтому обязательно нужно отрабатывать механизмы отбора директоров, подготовку будущих руководителей.Такой опыт в Ленинградской области есть. Уже сложилась система формирования мобильного кадрового резерва. Как она работает? Любой человек, считающий, что готов возглавить образовательную организацию, может заявить о включении своей кандидатуры в кадровый резерв. Заявление мы рассматриваем сразу: проводим собеседование, тестирование. Если становится очевидным, что у кандидата есть потенциал, мы начинаем готовить его к должности руководителя образовательной организации. В первую очередь кандидат обучается на курсах повышения квалификации. Кроме того, я сам регулярно встречаюсь с резервистами, и мы обсуждаем те или иные вопросы. Подобное общение позволяет человеку проявить себя, сформулировать идеи и проекты, которые он хотел бы реализовать. По итогам курсов повышения квалификации каждый кандидат защищает свой проект развития образовательной организации.Также я бы выделил в названии программы подготовки будущих управленцев слово «мобильный». Это означает, что резервист, который работает в конкретной школе или в детском саду, не обязательно придет на смену действующему руководителю. Он может быть направлен руководителем в соседнюю школу или в школу другого района Ленинградской области. Сейчас в регионе открываются новые школы, и нам очень нужны творческие, яркие директора.Виктория ЧЕРНЫШОВА, начальник Управления образования города Ростова-на-Дону:- Показателен в этом плане открытый конкурс для руководителей нового поколения «Лидеры России», проходящий под девизом: «Бросьте вызов тысячам управленцев и попадите в сообщество лидеров, которое определит будущее России». Думаю, уместно отметить, что после подведения итогов полуфинала конкурса Ростовская область вошла в первую пятерку регионов по количеству финалистов.На федеральном уровне методика открытого отбора управленческих кадров разработана Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Одобрены типовой проект регламента взаимодействия агентства и субъектов РФ по реализации методики открытого отбора кадров, технологическая карта, примерный план процедуры отбора кадров на региональном и муниципальном уровнях, положение об экспертной комиссии. Планируем присоединиться к этой работе и мы. Для этого будут использоваться специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик и охватывают следующие группы качеств: общественно-гражданская зрелость, отношение к работе, уровень профессиональных знаний и опыт работы, способности к организации, умение работать с документами и информацией, умение работать с людьми, способность своевременно принимать и реализовывать решения, способность найти и поддержать инновационный продукт, морально-этические черты.Наталья ТИМОШИНА, начальник Управления образования администрации городского округа Красногорск, Московская область:- Современный директор должен профессионально разбираться в законодательстве в области образования и в тонкостях образовательной программы, решать хозяйственные и финансовые вопросы, осуществлять эффективную кадровую политику, и это еще не полный перечень его обязанностей.В настоящее время есть специальность «менеджмент в образовании». Но будут ли специалисты в этой области хорошими директорами школ?Мне представляется, что для хорошего директора важными являются два качества: наличие идей, которые он хотел бы реализовать, и способность осуществлять стратегическое управление школой. И какая бы ни была система отбора директоров, она должна это учитывать.Но, чтобы воплотить свои идеи, нужно, конечно, быть лидером. Этому можно и необходимо учиться. В нашем городском округе создана школа управленческого мастерства «Лидер». Ее цель – совершенствование технологий управления современными образовательными системами, повышение эффективности формирования кадрового резерва. Директора школ городского округа уже прошли курс занятий-тренингов, где они осваивали эффективные практики и совершенствовались в искусстве быть лидером в своих педагогических коллективах, а мы сделали ряд выводов для совершенствования работы с управленческим резервом.Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область:- Я думаю, что отбор не решит проблем без качественной подготовки будущих руководителей. Поэтому логично было бы организовать обучение, и не только в форме лекций и семинаров, но и в формате интерактивных занятий. В процессе подготовки кандидаты могли бы набирать баллы, которые можно добавлять к тем, которые они уже имели до обучения (например, за образование, за профессиональные достижения и т. п.). Такая система поможет не только выбрать наиболее компетентных специалистов, но и подготовить их к руководящей работе в сфере образования. Важно, чтобы во время этой подготовки кандидаты имели возможность решать конкретные управленческие задачи, с которыми ежедневно сталкиваются директора школ.Наталья ПРОТАСОВА, директор школы №14, Великий Новгород:- Инициативу оцениваю положительно. Считаю, что конкурсная система должна существовать, и ее критерии должны быть прозрачными и понятными. На мой взгляд, руководитель учреждения образования должен знать иностранный язык на таком уровне, чтобы легко общаться с зарубежными коллегами. Директору школы нужно иметь стаж педагогической работы и стаж работы в должности заместителя директора не менее года. Руководитель также должен иметь не менее двух высших образований: одно – педагогическое, второе – образование менеджера, управленца. Хороший администратор должен знать все нюансы учебного процесса, для этой цели, например, опробовав на себе экзаменационные испытания. В феврале 2018 года в Великом Новгороде несколько директоров школ, в том числе и я, наряду с депутатами, представителями областной и городской администраций прошли ЕГЭ по русскому языку. Это был незабываемый опыт. Мы почувствовали себя на месте выпускников, пройдя все организационные процедуры.
Комментарии