Одна надежда на новое руководство…
Кажется, только что были объявлены новые начинания в сфере образования, например, введение второго иностранного языка, изменения в заработной плате, профстандарт педагога, нагрузки школьников и учителей… Теперь объявлен новый состав правительства. Что будет со всеми только что объявленными реформами? Думает ли кто-нибудь там, наверху, о том, что начало календарного года – это середина года учебного? Что от их решений зависит повседневный тяжелый труд 1300000 взрослых (столько, по статистике, в стране работающих учителей) и 16000000 учащихся? Каким образом школы будут справляться с внезапными переменами?
После введения в 2007 году новой системы оплаты труда жизнь многих учителей резко изменилась, увы, к худшему. Недавно Министерство просвещения опубликовало постановление, в котором, в частности, сказано: «Зарплаты простых учителей рассчитывают в каждой школе по-своему – в зависимости от стоимости образовательного часа, нормы нагрузки в неделю на ставку, квалификационной категории и других условий».
Меня заинтересовало упоминание ставки, потому что с тех пор, как ввели НСОТ, в природе ее фактически не существует. Экс-министр просвещения Ольга Васильева говорила о норме в 18 часов и о том, что многие педагоги набирают полторы-две ставки, чтобы получать больше денег. Значит, 18 часов у доски плюс немереное количество часов «второй половины дня», куда входят подготовка к урокам, проверка тетрадей, родительские собрания, занятия с отстающими и больными детьми, по-прежнему остаются некой основой для расчетов. При этом согласно сведениям министерства ставка очень разнится по регионам – от 3,5 тысячи (!) до, как они стыдливо упоминали, 22 тысяч. Давайте посмотрим на данные Росстата.
«Так, с нового учебного года оклады для социальных педагогов и педагогов дополнительного образования в зависимости от квалификационной группы составили 8,5‑9,9 тысячи рублей, для воспитателей и методистов – 8,8‑10,2 тысячи рублей, для библиотекарей, преподавателей ОБЖ, физкультуры, тьюторов и логопедов – 9,6‑10,4 тысячи рублей, для заведующих кабинетами, лабораториями, мастерскими и другими подразделениями – 9,7‑12,2 тысячи рублей, а для начальников – 10,1‑12,7 тысячи рублей».
Иными словами, 22 тысячи тут никак не фигурируют.
Как рассчитывается средняя зарплата, знают все: директор получает сто тысяч, рядовой сотрудник двадцать тысяч, в среднем же выглядит совсем неплохо. Кто именно относится к «простым учителям», я не совсем поняла, поэтому просто опросила знакомых из разных регионов. В Москве средняя зарплата учителя, по официальным данным, составляет 92944 рубля. Правда, мэр Москвы озвучил другую цифру, по результатам прошедшего полугодия, это 114 тысяч. В выступлениях указано, что в столице заработная плата исчисляется человеко-часами. Видимо, для простых учителей исчисление происходит в чем-то другом. Понятно, что на Чукотке та же средняя зарплата равна 90000. А вот в Новосибирске огласили 32175 рублей. Притом опора делается на мифическую ставку – те же 18 часов, и прежние рекомендации министерства дают установку: 70% должны составлять основной оклад, 30% – поощрительный фонд.
Что же, посмотрим на известное по-новому и по-старому. С тех пор как вместо четких ставок, зависящих от стажа, категории, нагрузки, фонд заработной платы фактически перешел в распоряжение дирекции учебного заведения, появились заметные изменения. В сентябре, например, когда люди приходят на работу после длинного летнего отпуска, чаще всего им сообщают, что денег пока нет, и выдают всем сестрам по серьгам, в минувшем году около пяти тысяч рублей на душу. Практически никто из активно работающих педагогов предпенсионного возраста не ведет 18 часов в неделю. Мои коллеги рассказали, что берут нагрузки от 25 до 40 часов. В таком случае они могут получать от 20 до 30 тысяч рублей. О качественной подготовке к занятиям, добросовестной проверке домашних работ, дополнительных уроках, встречах с родителями и так далее, похоже, уже просто забыли. Если выдается относительно свободная минутка, она уходит на заполнение электронных журналов и бесконечную бумажную работу. Электронный документооборот не покончил с бюрократическими требованиями. Абсолютное большинство учителей, с которыми я пообщалась, сознаются, что в «пустые месяцы» (сентябрь после отпуска, каникулы) выживают за счет частных уроков. Репетиторством занимаются и в течение всего учебного года. Все сходятся на том, что при наличии нормальной зарплаты нужда в частном приработке отпадет.
Поощрительный фонд, критерии начисления баллов, согласно которым выдается надбавка к жалованью, часто остаются тайной за семью печатями. Однако все единодушно согласны в одном: принцип «кого люблю, того дарю» налицо. Прибавка за победу ученика в олимпиаде, за успешное выступление на конференции – дело разовое. Иными словами, получая в среднем двадцать тысяч в течение учебного года, предметник получит доплату в две-три тысячи один раз. Хуже всего то, что при таком неравномерном заработке люди не могут рассчитывать семейный бюджет. Если собственным детям понадобятся обувь, одежда, выручат репетиторство или иные побочные приработки.
Моих коллег во всех регионах волнует неопределенность. Казалось бы, чего проще: усвоить, что учебные нагрузки составляются в марте – апреле; учебный год начинается 1 сентября, кончается 31 мая для тех, кто не сдает экзамены, и 30 июня для тех, кто их сдает и принимает. Может быть, стоит издать особый учебный календарь и подарить его новому министерству, чтобы не вводили кучу реформ и новшеств когда вздумается?.. Хотелось бы знать, проводят ли чиновники опросы простых учителей, прежде чем вводить новые профессиональные стандарты, ФГОС, НСОТ, новые предметы? Полгода, например, часть педагогов в приказном порядке вели уроки второго иностранного языка. Что будет дальше? Как изменятся их нагрузка, оплата? Как быть с нехваткой учителей, особенно в начальной школе? Имеет ли право школа набирать класс, если нет педагога? Можно ли считать качественным образованием обучение в начальной школе, если один учитель ведет свой первый класс в первую смену и чужой, оставшийся без учителя, второй класс во вторую смену? Как быть, если кто-то уволился или, не дай бог, скончался в середине учебного года, и образовавшуюся пустоту начальство «заткнуло», распределив часы между оставшимися, уже перегруженными предметниками?
Кто пойдет работать в школу при низкой оплате? Пробовали ли те, кто ее установил, прожить на такие деньги?
Постараемся быть оптимистами. Может быть, новый состав министерства сумеет изменить ситуацию к лучшему.
Нина КОПТЮГ, Новосибирск
Комментарии