– Елена Евгеньевна, давайте сначала определимся в понятиях: что такое единая информационная образовательная среда?
(№1 от 13 января 2004 года)
– Она состоит из четырех крупных составляющих. Первая, конечно же, – это электронные образовательные ресурсы, позволяющие существенно расширить образовательный процесс. Электронные образовательные ресурсы – это и новые электронные учебные пособия, это и федеральные образовательные порталы по различным видам предметной деятельности, которые позволяют найти подсказку, расширить кругозор и учителя, и ученика, и методиста. Это и электронная библиотека, которая создается сейчас в Министерстве образования. Это и система дистанционного обучения для одаренных детей. Вторая составляющая – подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере образования. Новые электронные образовательные ресурсы должны по-настоящему войти в содержание учебного процесса, чтобы учитель использовал их так, как раньше он использовал ресурсы на бумажных носителях. Сюда же входит подготовка по совершенно новым специальностям, которые требуются сегодня стране, например юристов и менеджеров в сфере информатизации, системных администраторов, программистов, специалистов, занимающихся информационной безопасностью. Третья составляющая – насыщение школ, профтехучилищ, техникумов, вузов всеми теми новыми техническими средствами, которые используются для информатизации, и создание специальных образовательных сетей, позволяющих с помощью телекоммуникаций соединять города, Новосибирск, скажем, с Москвой, а может быть, и с Вашингтоном. Эти сети позволяют использовать ресурсы, имеющиеся не только в России, но и в других странах мира. И четвертая – перевод управления образованием на уровень использования новых технологий и сбора статистических данных, их анализа, прогнозирования. Только в таком комплексе можно говорить о единой информационной образовательной среде.
– Информатизация не может существовать без «железа». Как оснащены российские школы компьютерами? Мы выглядим лучше или хуже по сравнению с другими странами?
– К сожалению, я не могу сказать, что мы вышли на мировой уровень, потому что во многих странах на один компьютер приходится 10 учеников, у нас же сейчас этот показатель – около 100 человек. Но я бы хотела отметить, что еще два года назад в России один компьютер был на 250 учеников. С помощью президентской программы компьютеризации городских, поселковых и сельских школ за два года произошел настоящий прорыв. Но в то же время я не могу назвать эту программу «прыжком тигра», как ее иной раз называют в Эстонии. В этой стране тоже за два года процесс компьютеризации достиг небывалых высот: 15 человек на один компьютер. Но ведь и страна сама по себе гораздо меньше России. Если считать, что у нас около 60 тысяч образовательных учреждений, то совершенно очевидно, что для России решить эту проблему значительно сложнее. Тем не менее за эти годы мы сумели поставить по несколько компьютеров в сельские и поселковые школы. Наполовину обеспечили городские школы компьютерными классами и практически столько же учреждений начального профессионального образования. Мы оснастили компьютерными классами все школы-интернаты для детей-сирот и сумели создать определенную информационную среду в детских домах. Сюда поступило по два компьютера. Нынешний год, на мой взгляд, позволит нам сделать еще один шаг вперед. Планируется продолжить оснащение сельских и поселковых школ. Мы выделили на это из федерального бюджета 1 млрд. 200 млн. рублей. Такую же сумму соберем из региональных и местных бюджетов. Кроме этого, принята большая программа компьютеризации всех школьных библиотек – и городских, и сельских. Будет создано автоматизированное рабочее место учителя. Я думаю, что к концу 2004 года мы сможем говорить о существенном снижении показателя – может быть, мы подойдем к уровню 85 ребят. А в 2005 году произойдет еще большее продвижение. Это станет возможным прежде всего потому, что президентская программа сыграла, на мой взгляд, роль снежного кома, который стал обрастать большим количеством снега, когда его спустили с горы. Сейчас совершенно смело можно говорить, что в регионах на порядок больше стали выделять средств на информатизацию.
– На программу РЕОИС закладывалось на 2004 год 7 млрд. рублей, сумму урезали до 1,5 млрд. Значит ли это, что правительство решило, что с программой информатизации пора заканчивать?
– Полтора миллиарда – это те основные средства, которые действительно были запланированы на 2004 год, но в конце 2003 года Правительство РФ приняло решение об увеличении финансирования программы информатизации еще на 1,5 млрд. рублей. Уменьшение суммы, наверное, связано с тем, что правительство приняло решение о необходимости привлечения займа Мирового банка на цели информатизации. А это 300 млн. долларов. Прежде всего они пойдут на создание электронных образовательных ресурсов, массовую переподготовку кадров и на создание совершенно новой методической службы в системе образования. Если сложить все источники, то до 7 млрд., может, мы и не дотянем, но и ненамного отстаем от этой суммы.
– Одно дело – оснастить школы компьютерами, это достаточно просто, «железо» есть «железо». Другое дело – кто на нем будет работать. Мы часто сталкиваемся с тем, что работать с применением новых информационных технологий готовы только учителя информатики…
– Я бы с вами не согласилась. Об этом можно было говорить в 2001 году. Сегодня в России создано 52 региональных центра – ФИО и Министерства образования. Мы приняли решение, что эти центры должны идти под двойным грифом. Каждый из них ежегодно готовит почти 1,5 тысячи человек. На сегодняшний день уже 150 тысяч преподавателей прошли переподготовку. Уже больше 10% всего учительства подготовлено к работе с информационными технологиями. Честно говоря, Министерство образования никогда не ставило перед собой задачу, чтобы каждый учитель, который работает в школе, обязательно прошел переподготовку в этом направлении. Мы считаем, что если хотя бы половина учителей будет владеть новыми информационными технологиями, то это уже позволит решить многие проблемы. Начнет срабатывать система передачи опыта среди коллег.
Вопрос для нас заключается в другом: каким образом сделать так, чтобы новые информационные технологии органично вплетались в деятельность учителя. Ведь подготовить урок с использованием новых информационных технологий довольно сложно. Нужно из всего того материала, который есть на дисках, на портале создать свой модуль, свою программу. Поэтому сейчас мы выходим на создание специализированных модулей по каждому предмету. Учитель может в одном случае взять тестовое задание, в другом – лабораторную работу. Все должно быть просто в использовании, чтобы преподаватель не тратил на это большой части своего свободного времени. Это, наверное, наиболее сложно, потому что сделать такие модули достаточно трудно.
– Что представляет собою проект, о котором все только и говорят в последнее время? Мол, над страной повиснут четыре спутника, которые будут покрывать все российские просторы…
– Этот проект был придуман давно, связан он с асимметричным широкополосным доступом к информации, в данном случае к образовательным ресурсам. В настоящее время заканчивается подключение практически 9 тысяч школ. Всего планируем подключить к нашим образовательным ресурсам 15 тысяч школ. Это те школы, куда интернет придет, наверное, еще не скоро. В первую очередь такой доступ получат наиболее дальние школы, где нет устойчивой телефонной связи, где проблемы с дорогами, а иногда и с электричеством. В Москве, в специальном центре, который занимается содержанием образования, комплектуются довольно объемные пакеты. Антенна, установленная в школе, способна принимать до 3 мегабит этой информации, то есть за один прием мы можем передать до 240 тысяч страниц текста в школу. Но дело не в количестве страниц, а в качестве передаваемых материалов. Это будут методические разработки, тесты, видеофильмы. Попробуем передавать целиком содержание сайтов, что позволит если не впрямую работать в интернете, то по крайней мере научит ребенка двигаться, ходить, искать там нужную ему информацию. Первый сеанс мы провели 27 ноября и отправили методические материалы, связанные с единым государственным экзаменом, видеоматериалы по методике преподавания некоторых предметов. Следующий сеанс прошел через две недели. Приблизительно в половине регионов очень устойчивая связь и надежный прием, хотя кое-где и возникают проблемы, но компании, которые с нами работали по установке принимающих антенн, оперативно решают все технические вопросы. Этот проект дает возможность адресной поставки в школу необходимой информации. В течение первого года эта информация будет компоноваться по предложениям, которые мы получили от региональных органов управления системой образования. В дальнейшем мы предполагаем с помощью IP-телефонии перейти на заказную работу, то есть когда тот или иной регион будет запрашивать дополнительную информацию.
– Это достаточно дорогостоящий проект. Как вы собираетесь отслеживать его эффективность? Каким образом будет проводиться мониторинг?
– Региональные ресурсные центры получили задания по мониторингу использования передаваемых материалов. Во-вторых, на это мы специально ориентируем методические службы, институты повышения квалификации учителей. В-третьих, мы будем проводить мониторинг с помощью центров дистанционного обучения и центров Федерации Интернет Образования. Я не питаю иллюзии, что это в одночасье позволит существенно улучшить весь образовательный процесс, но думаю, что будет сделан первый шаг, а в дальнейшем, когда заработает система обратной связи, можно будет отследить эффективность по каждой школе.
– По идее с началом программы информатизации должна была измениться и система подготовки учителей в педагогических вузах. Что-нибудь за эти годы произошло?
– Мы идем к тому, чтобы создать в каждом педагогическом вузе кафедру новых информационных технологий. Это будет приблизительно такая же кафедра, как кафедра возрастной физиологии человека, через которую должны пройти все обучающиеся в педвузах. 2003 год мы начали с подготовки учителей начального образования: ведь использование элементов информатики вводится со 2-го класса. Поэтому уже в ближайшее время все факультеты начального образования в педагогических вузах мы оснастим компьютерными классами. Во-вторых, мы начали массированную переподготовку преподавателей педагогических вузов, которые работают с будущими учителями. В институты поставлены медиатеки, чтобы их можно было использовать при подготовке нового поколения преподавателей. Кроме всего прочего, в рамках третьего займа Мирбанка мы отбираем 12 педагогических вузов, в которых отработаем по всем направлениям новые модели подготовки педагогов.
– Есть ли какие-то особенности в программе информатизации для детей с ограниченными возможностями?
– Да, мы для себя разбили эту проблему на две части. Подготовлены две технологии. «Голос» – для преподавания слабовидящим или вообще не видящим детям. Эта технология сейчас проходит апробацию. Разрабатывается также технология обучения для детей с ДЦП. И для слепых детей, и для глухих, и для детей с ДЦП, и для тех ребят, которые обучаются дома, нужна специальная конфигурация того компьютерного места, которое они будут использовать. 2005 год как раз и будет тем годом, когда мы займемся компьютеризацией спецшкол и коррекционных учебных заведений.
– В названии программы есть одно ключевое слово – «единая». Некоторые эксперты отмечают, что до недавнего времени многие проекты, связанные с информатизацией, шли параллельно друг другу. Вам, как человеку, которому только недавно поручили в министерстве заниматься этой проблематикой, пришлось, наверное, проанализировать все сделанное раньше. И что же вы увидели?
– Проблему, которая существует при реализации любых программ: какая-то территория убежала далеко вперед, где-то серьезно отстают. Программа РЕОИС стала работать несколько позже федеральной программы развития образования. Но информационные технологии в принципе являются частью этой программы, и какие-то вещи в ней были заложены. Это касается баз данных, создания контрольно-измерительных материалов. Я думаю, что и решение министра образования сосредоточить две эти программы под курированием одного зама должно способствовать тому, чтобы интегрировать все то, что было наработано за эти годы, и использовать в общем на благо образования. Сейчас проведена достаточно большая работа в регионах, чтобы полностью интегрировать все имеющиеся ресурсы и определить, какой ресурсный центр на какой территории будет заниматься теми или иными вопросами. Мы более эффективно должны использовать и региональные центры обработки информации, которые создаются в рамках проведения ЕГЭ. Они у нас начнут работать не только как центры, которые работают по единому государственному экзамену, они станут теми структурами, которые будут заниматься сбором статистики по всей системе образования. Вероятнее всего, на них будет возложена функция так называемых электронных приемных комиссий, когда они будут работать не только с выпускниками школ, но и с абитуриентами вузов. Сейчас мы также анализируем все то, что было наработано в рамках Национального фонда подготовки кадров при подготовке к третьему займу, федеральной программы развития образования, всех научных исследований. Я думаю, что в будущем дублирования мы допускать не будем.
– А в самом Министерстве образования чувствуется влияние программы информатизации? Как обстоят у вас дела с документооборотом, общением друг с другом с помощью информационных технологий?
– Считалось, что грешно тратить деньги на себя, имею в виду министерство. Я понимаю, что это ложная стыдливость, но было принято решение, что основная масса денег должна идти прежде всего на сельские и поселковые школы. Поэтому мы хотя и чуть запоздали, но все же, я уверена, находимся на шаг впереди многих министерств и ведомств. С 1 января 2004 года мы начали вводить, правда, поэтапно, систему электронного документооборота. Он будет касаться исходящей и входящей информации, затем, наверное, перейдем на систему визирования в электронном варианте, но это можно будет сделать только после того, как начнет в стране действовать закон об электронной подписи. Все вопросы, связанные с прокладкой сети, подключением к интернету во всех зданиях министерства, решены. Заканчивается работа над большим межведомственным информационным хранилищем. Министр утвердил общий классификатор для всех баз данных, которые используются в Министерстве образования. Каждый человек, который работает в министерстве, будет иметь доступ ко всему массиву информации, которая есть в системе образования. Я уверена, что мы сумеем выполнить то постановление Правительства РФ, по которому вся деятельность Министерства образования, начиная от нормативно-правовых актов, которые только разрабатываются, и заканчивая федеральными и региональными программами, действующей нормативной базой, будет находиться на открытом сайте Министерства образования России.
– У нас есть свой личный сайт?
– Нет. У нас есть личный сайт у министра образования. Все остальное вынесено на сайте www.ministry.ru. Этого вполне достаточно.
– Ваша дочь много времени проводит в интернете?
– Больше, чем мне бы хотелось. Но я пытаюсь приучить ее к образовательным порталам. Мне кажется, что это наиболее рациональное использование времени, по крайней мере для человека, который занимается в школе. Я не сторонник того, чтобы дети просто гуляли по интернету. Есть отличные образовательные ресурсы, и наше дело – дать им те адреса, где можно получить любопытную, увлекательную информацию. Я считаю, что мы все время должны помнить о возможности возникновения виртуальной зависимости ребенка от интернета. Все учителя должны понимать, что в школе давать детям полный доступ ко всему интернету нельзя. Ни в одной стране мира на школьном компьютере ребенок не работает без присутствия учителя. Это обязательное требование, которое позволяет использовать интернет прежде всего в образовательных целях. Мы расчитываем на помощь родителей при решении некоторых проблем, но для этого нам надо по-настоящему заняться родительским всеобучем, говорить не только об особенностях ребенка, о помощи ему, но и об определенном контроле, который небходим, когда ребенок пользуется компьютером.
– Счетная палата постоянно проявляет интерес к этой программе. Было несколько проверок. Что-нибудь обнаружили?
– Нецелевого использования денег не обнаружили. И это главное. Хотя у нас есть большие проблемы. Они прежде всего связанны с постановкой на учет тех виртуальных продуктов, которые были созданы в рамках программы. Это интеллектуальная собственность. А вопрос с ней до конца в законодательстве не проработан. Возникает много проблем, связанных и с тем, что само министерство, которое является заказчиком, не может быть тем юридическим лицом, на баланс которого можно поставить все эти продукты.
– Еще одна проблема, связанная с компьютеризацией, касается здоровья детей. Собираетесь ли вы заниматься изучением влияния информационных технологий на здоровье?
– Мы создали специальную рабочую группу с Министерством здравоохранения РФ, возглавляемую Главным государственным санитарным врачом Геннадием Григорьевичем Онищенко. Она будет заниматься многими вопросами. К этой проблеме подключится Центр образования и здоровья и Институт гигиены, которые есть в Минздраве. В ближайшее время мы будем настаивать на более жестких требованиях, связанных с техническими характеристиками компьютеров. В ближайшее время также необходимо более точно определить, сколько времени в каком возрасте может ребенок проводить безопасно за компьютером.
– Если посмотреть на то, что сделано, каких, на ваш взгляд, ошибок не стоит допускать в будущем?
– Я думаю, что больше внимания следует уделять развитию региональных программ информатизации. Наверное, мы должны были на каком-то этапе более серьезно поработать с теми, кто занимается выпуском электронных продуктов учебного назначения. Сейчас на этом рынке работает много специализированных фирм, но чтобы говорить о действительно массовом насыщении этого рынка, нам нужно выращивать свои собственные образовательные структуры в рамках наших университетов, крупных ресурсных центров.
Мне кажется, что мы не в полной мере использовали возможности электронной подписки. Сейчас подписка на все журналы и газеты, которые выходят для образования, практически не под силу ни одной школе. Мы должны сделать в этом направлении первый шаг – продумать систему электронной подписки хотя бы на наши ведомственные газеты и журналы. Наверное, на первом этапе информатизации нам нужно было больше денег вложить в переподготовку кадров. И бесспорно, нужно было рассчитывать не только на те центры, которые создавала ФИО, но и свои учреждать. И одна из самых серьезных проблем – разработка методик использования информационных ресурсов. Нужно было с самого начала думать, как упростить использование образовательных ресурсов.
– Я не только допускаю мысль, но и уверен, что в Министерстве образования и в структурах, которые связаны с информатизацией, работают настоящие профессионалы, но мне кажется, что в любом деле, особенно связанном с образованием, необходимы общественная экспертиза и общественный контроль. Есть ли институты, которые помогают вам формулировать и решать проблемы?
– Во-первых, у программы есть большой научно-координационный совет. Во-вторых, мы создали федеральный координационный совет по информатизации и туда пригласили представителей общественных организаций, бизнеса, Министерства связи, родителей, директоров школ. Совет заседает один раз в два месяца. Многие документы министерства получают свое нормативное оформление после обсуждения на этом совете. Кроме этого, в рамках Федерального экспертного совета создана специальная секция электронных продуктов учебного назначения. Причем в отличие от учебников эти образовательные ресурсы проходят тройной контроль: предметной секции, которая оценивает глубину предметного изложения, секции самих электронных учебных изданий – они оценивают технологические вопросы – и, кроме этого, они еще должны пройти госстандарт. Таким образом, для электронных учебных изданий у нас даже более жестко выстроена система допуска в образовательные учреждения, чем для обычных учебников. Ко всему прочему, получила распространение очень интересная, на мой взгляд, программа, которая привлекла достаточно большие силы молодежи к решению проблем, – программа компьютерного всеобуча Фонда «Новые перспективы». Сейчас эта идея будет реализовываться в рамках студенческих трудовых отрядов. Смысл заключается в том, что студенты либо старшеклассники начинают готовить по компьютерному всеобучу своих родителей, бабушек и дедушек. Молодые люди, которые работают с более старшим поколением, помогают нам корректировать программы, давая свои замечания и предложения. Кроме этого, мы разработали общественный рейтинг не только электронных образовательных ресурсов, но и всех других. Он должен привлечь к обсуждению вопросов, связанных не только с информатизацией, но и вообще с программой развития образования непосредственно учителей-предметников. Открыли, на мой взгляд, неплохое интернет-издание «Большая перемена», куда поступает большое количество вопросов. Новые информационные технологии позволяют достаточно эффективно работать Детской общественной приемной, которую, кстати, Министерство образования создало когда-то совместно с вашей газетой.
– Мы практически не говорили о высшей школе. Значит ли это, что там все решено и нет проблем?
– Пожалуй, высшая школа находится в более привилегированном положении по сравнению со средней. Потому что там более подготовленные педагогические кадры и более сильная материальная база. Но ей, как и средней школе, сегодня требуется новое методическое и содержательное оснащение. Вот почему образовательные порталы прежде всего рассчитаны на систему высшего профессионального образования и систему непрерывного образования. Мы идем по пути создания региональных ресурсных центров, которые должны объединить образовательные ресурсы всех вузов. Мне кажется, что центральная электронная библиотека образовательных ресурсов, которую мы сейчас создаем, значительно увеличит мощности и возможности системы высшего образования. Вы знаете, что у высшего образования есть специализированная научная программа «Открытое образование». Именно в рамках этой программы отрабатываются различные модели дистанционного образования. Одним из эффективных путей может стать создание так называемых открытых университетов. Например, Сибирский открытый университет позволит использовать ресурсы и томских, и новосибирских, и иркутских, и красноярских вузов. Человек, пользующийся услугами этого открытого университета сможет сразу заниматься в четырех институтах. На мой взгляд, кроме сибирского региона хорошие наработки в этом направлении есть и в Российском университете дружбы народов. Мне кажется, что программа информатизации высшей школы выстроена достаточно четко и правильно. Просто она другая, чем программа информатизации средней школы.
– А как скажется программа информатизации на системе дополнительного образования?
– Во-первых, с помощью информационно-коммуникационных технологий мы проводим различные олимпиады. Только что завершились олимпиады по журналистике и экологии.
Мы будем создавать новую материльную базу для научно-технического творчества молодежи. Уже начали поставки, например, специальных компьютерных дизайн-студий, которые позволяют заниматься моделированием и конструированием на совершенно другом уровне. В центрах интернет образования стали переподготавливать методистов для работы в системе дополнительного образования. В нынешнем году мы постараемся обеспечить специализированной техникой по крайней мере крупные региональные центры системы дополнительного образования. Мы создали специализированный портал «Дополнительногое образование России», где можно найти немало авторских методик, программ, проектов.
– Обычно, когда начинают какую-то новую программу, говорят, что не хватает нормативно-правовой базы, нужны новые законы и так далее и тому подобное. Вы ощущаете, что вам чего-то не хватает?
– Вряд ли можно вести речь о новых законах. Основной закон, который был нам необходим, касался использования методов дистанционного обучения. Но мы внесли соответствующие поправки в Закон РФ «Об образовании» и теперь приводим в соответствие с ним положения о лицензировании, аттестации, аккредитации, о филиале вуза. Нам необходимо принять стандарты использования технологий в общем образовании, стандарты федеральных и региональных порталов. И очень нужны законы, которые напрямую вроде бы и не касаются образования, но без них нельзя решить многие вещи. Это прежде всего законы об авторском праве и интеллектуальной собственности. Мне кажется, что благодаря федеральной программе развития образования и развития единой образовательной информационной среды система образования становится своеобразным паровозиком, который подтягивает решение не только образовательных , но и социально-экономических проблем региона. Посмотрите, что повлекла за собой программа «Школьный автобус» в Калужской или в Ярославской области. Дети стали получать больше знаний, меньше тратить времени на дорогу в школу и обратно. Сразу улучшилось качество дорог, потому что автобусы нельзя было пускать по плохим дорогам. По этим дорогам поехали не только ученики, но врачи и пенсионеры, и те, кто хотел бы в городе продавать излишки своей продукции. Система асимметричного доступа к информации и телеуроки в Томской области, мне недавно губернатор об этом рассказывал, позволили через наши антенны-«тарелки» получать информацию из региональных ресурсов всему населению.
В связи с этим нам бы хотелось исследовать, как влияет информатизация системы образования в целом на социально-экономическое развитие региона. Мне кажется, что образование начинает постепенно выходить в приоритеты не потому, что мы хотим дать детям хорошее образование, что бесспорно, а потому, что реализация программ развития образования обязательно влечет за собой улучшение ситуации в регионе.
– Вы заметили, что в следующем году будет реализована программа компьютеризации школьных библиотек. Как это будет выглядеть? Вы собираетесь перевести весь библиотечный фонд на электронные носители?
– Я вообще не считаю, что это нужно делать. Книгу ничем нельзя заменить. Другое дело, что библиотеки должны иметь возможность пользоваться электронной подпиской. В библиотеке должна стоять хорошая аппаратура, позволяющая проводить совершенно по-новому праздники книги, викторины. Библиотекарь должен уметь готовить методические материалы и рекомендации по электронным учебным изданиям для преподавателей школы. Вот почему возникает еще одна программа – программа подготовки библиотекарей. Нашими партнерами в этом проекте выступят «ЮКОС», «Intel», «САН», «Philips».
– Опыт каких регионов, на ваш взгляд, можно расматривать как пример хорошей региональной программы информатизации?
– Наверное, это Хабаровск, очень неплохо программа идет в Калининграде. Это Карелия, Томск, Ставрополь. В этих регионах действительно создается единая образовательная информационная среда. В принципе уже сейчас можно сказать, что у нас есть 20 реально продвинутых регионов в вопросах информационных технологий.
– Если коротко сформулировать задачу на нынешний год, то это…
– Довести до завершения первый этап программы, то есть осуществить компьютеризацию средних профессиональных учебных заведений и библиотек. Серьезно расширить образовательное информационное пространство, создать электронное министерство. Позвольте напоследок поздравить всех читателей «Учительской газеты» с Новым годом и пожелать здоровья и счастья, уверенности в своем успехе, а новому проекту газеты – специальному выпуску «ИКТ в образовании» долгой жизни!
Комментарии