Что такое неклассическая физика? Могут ли физические законы меняться хотя бы в представлении людей? Как должна развиваться наука и как это должно сказываться на школьном образовании? Об этом мы поговорили с доктором философских наук, профессором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), заслуженным деятелем науки Российской Федерации Кадырбечем Делокаровым.
– Кадырбеч Хаджумарович, вы занимаетесь такой непростой темой, как философские проблемы физики. А как вы к этому пришли? И какая вообще связь между физикой и философией, ведь вроде бы это такие разные предметы?
– А что это такое?
– В чем же разница между классической и неклассической физикой?
– Ну а примеры какие-то из области неклассической физики можете привести? Квантовая телепортация, например, тоже относится к этой сфере? Вроде бы уже проведены опыты с двумя сцепленными частицами, которые, будучи разделенными, сохраняют информацию друг о друге…
– А параллельные миры? Сейчас ведь много говорится о том, что физика элементарных частиц откроет для нас «окно» в другие измерения…
– Как же все-таки отличить научно доказанное явление от околонаучного?
– А если не падает, а, наоборот, взлетает?
– А время и пространство с точки зрения неклассической физики стабильны?
– А может ли время в разных ситуациях течь по-разному?
– Еще один термин, непонятный простым смертным…
– Ну а если такое происходит не в микромире, а с человеком? Допустим, мы думаем, что прошел всего час, а на самом деле прошло пять часов… Или наоборот. Такое возможно?
– Как вы думаете, неклассическую физику надо преподавать в школах?
– По-вашему, наука должна развиваться в том плане, что сегодня существуют одни законы, а завтра мы можем вносить в них какие-то коррективы?
– А надо ли при этом говорить детям, что научные законы могут каким-то образом изменяться? Каким вообще должно быть научное образование школьников?
Комментарии