Вполне возможно, что именно первое техническое образование, а также работа в должности проректора ТОИПКРО по профессиональному и трудовому обучению стали для Натальи АСТАФЬЕВОЙ, начальника Управления образования и науки Тамбовской области, своеобразной отправной точкой, началом особого внимания к системе СПО и НПО области. Новое время требует нового отношения, изменений в подготовке рабочих кадров.
– Наталья Георгиевна, расскажите, пожалуйста, что это за изменения?- Политика Тамбовской области в сфере профессионального образования строится на основе Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года, которая предусматривает создание инновационных кластеров в аграрном секторе, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроении, химии, производстве строительных материалов.По нашим прогнозам в ближайшие семь лет региону потребуется около 16 тысяч квалифицированных рабочих, 10 тысяч специалистов среднего звена и примерно 5,9 тысячи специалистов с высшим образованием под вновь создаваемые рабочие места. К сожалению, на данный момент качество подготовки кадров не в полной мере удовлетворяет потребностям экономики и не все выпускники обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке. Это большой минус, потому что, как показывает практика, инвесторы не готовы приходить в регионы, где отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации. Кроме того, в регионе существует дисбаланс в структуре подготовки кадров: потребность в рабочих, практико-ориентированных специалистах в полтора раза превышает потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием.Начиная с 2007 года мы формируем региональный заказ на подготовку рабочих и специалистов на основе среднесрочного прогноза экономики в кадрах. Также действуют нормативно-подушевое финансирование и конкурсное распределение бюджетных мест. Но все эти механизмы могут работать эффективно только в едином региональном образовательном пространстве. Именно поэтому на протяжении последних пяти лет Тамбовская область ставила перед Министерством образования и науки РФ вопрос о передаче всех учреждений среднего профессионального образования на уровень субъекта. В настоящий момент эта проблема решена. Однако высветились новые, и их решение требует внедрения принципиально иных подходов к управлению системой профессионального образования.- В чем заключается новая модель управления системой среднего профессионального образования в Тамбовской области? – В основе созданной модели лежит кластерная политика. Учреждения профобразования и ведущие работодатели региона объединены в шесть кластерных групп по направлениям: промышленность, сельское хозяйство, стройиндустрия и ЖКХ, транспорт, информационные технологии и социальная сфера. Созданы Наблюдательный совет, возглавляемый главой администрации области Олегом Ивановичем Бетиным, Совет директоров базовых учреждений СПО. Координация действий кластерных групп поручена специально созданной исполнительной дирекции Совета директоров учреждений СПО. Начали работать координационные советы кластеров.Мы стараемся интегрировать стратегии развития предприятий и образовательных учреждений, обеспечить их эффективное и взаимовыгодное сотрудничество. Речь идет не только о качественной производственной практике, но и о подготовке кадров «под ключ», чтобы с первого курса студент колледжа был ориентирован на рабочее место.Совокупный потенциал кластера определяется наличием в его составе базовых школ, учреждений среднего профессионального образования, вузов, предприятий региона, элементов инновационной инфраструктуры. Кластер является механизмом повышения конкурентоспособности всех его участников. Этой цели служат такие ресурсы кластера, как мастерские, лаборатории, производственные площади системы СПО и предприятий, лучшие педагогические и инженерно-технические кадры.В рамках кластеров заключены соглашения учреждений с ведущими работодателями. Совместно с ними разработаны планы работы кластеров, включающие мероприятия по формированию прогнозных потребностей в кадрах, развитию профессионально-квалификационной структуры подготовки, контролю качества профессионального образования и профессионального обучения, поддержке лучших обучающихся и мастеров производственного обучения.- Что принципиально поменялось в системе профессионального образования области после обновления законодательства?- Введение закона «Об образовании в РФ» предоставило нам новые возможности, в частности возможность сетевой реализации образовательных программ. Это значит, что современные образовательные ресурсы региональной сети могут быть использованы каждым студентом, где бы он ни обучался. Для этого в области создана современная инфраструктура: на базе учреждений среднего профессионального образования действуют восемь ресурсных центров, на площадках работодателей организованы учебно-производственные участки и лаборатории. Например, на базе Приборостроительного колледжа создан центр энергоэффективности, который разрабатывает программные модули по своему направлению для всей системы профессионального образования. На базе колледжа проходят обучение руководители и специалисты профессионального образования, а также студенты-электрики, строители, станочники по инновационным модулям.На протяжении целого ряда лет перед управлением образования и науки ставилась задача обеспечения интеграции общеобразовательной и профессиональной школы, выстраивания системы непрерывного образования. Сегодня эта система включает такие элементы, как сетевые программы, сетевые проекты и сетевые структуры.- Что имеется в виду под сетевыми программами и т. д?- Это прежде всего программы допрофессиональной подготовки и профессионального обучения школьников, реализуемые совместно с учреждениями среднего профессионального образования. Такие программы сегодня действуют в 19 учреждениях СПО на базе 47 школ. Кроме того, реализуются программы, связанные с развитием предпринимательских навыков в различных сферах профессиональной деятельности.Проект «Школа – колледж – предприятие» реализуется с 2009 года и получил статус федеральной экспериментальной площадки. В нем участвуют 35 базовых школ, 15 учреждений СПО и около 50 предприятий. Колледж-классы – важный сегмент системы профессиональной ориентации, необходимой для профессионального самоопределения обучающихся.Актуальным является проект по развитию аграрного бизнес-образования. Начиная с младшей школы, осуществляется подготовка и вовлечение в агробизнес молодых людей. В проекте задействованы 33 школы, 13 учреждений среднего профессионального образования, а также Мичуринский государственный аграрный университет и ТОИПКРО.Сетевые структуры, развивающиеся в системе общего и профессионального образования, призваны стать площадками взаимодействия для совместной реализации программ и проектов, а также выполнять сервисные функции. Например, в Тамбове на базе межшкольного учебного комбината создан Центр технологического образования. Одним из направлений деятельности этого центра стала реализация программ, связанных с изучением космических технологий.- Наталья Георгиевна, какие еще направления развития системы СПО в регионе существуют?- Сейчас мы активно продвигаем вывод общеобразовательной подготовки из системы СПО на площадки 24 школ. По данным мониторинга, проведенного среди родителей и студентов, повысилось качество общего образования, а также мотивация к обучению. Так считают около 80% опрошенных.С другой стороны, сами школьники имеют выход на предприятия через систему профобразования. Для этого мы создаем учебно-производственные лаборатории совместно с ведущими предприятиями, такими как завод «Прогресс» в Мичуринске и группа компаний АСБ в Кирсанове.Нам предстоит решить еще целый ряд задач. Мы планируем выстроить систему прогнозирования под развитие перспективных кластеров, внедрить новые направления подготовки, а также обеспечить качественную сетевую реализацию образовательных программ. Очень надеемся, что наработанный потенциал и новые подходы, которые сейчас практикуются в нашей области, позволят вывести подготовку рабочих кадров на качественно новый уровень и смогут обеспечить предприятия региона высококвалифицированными специалистами.Тамбовская областьЦифраВ ближайшие семь лет Тамбовской области потребуется около 16 тысяч квалифицированных рабочих, 10 тысяч специалистов среднего звена и 5,9 тысячи специалистов с высшим образованием.ФактРеализация сетевых проектов осуществляется в системе образования Тамбовской области с 2008 года. Наиболее крупные из них: «Школа – колледж – предприятие», «Школа – техникум – вуз» и система непрерывного агробизнес-образования.Cправка «УГ»Наталья Георгиевна Астафьева – доктор педагогических наук, профессор, с 2003 года начальник Управления образования и науки Тамбовской области. Окончила Тамбовский институт химического машиностроения и Тамбовский государственный педагогический институт. В системе образования Тамбовской области с 1984 года. Работала преподавателем, методистом, проректором и ректором Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.
Комментарии