search
main
0

Кадры высокого профессионального уровня – для современных детских садов

Маргарита ЛЕОНТЬЕВА, директор колледжа, заслуженный учитель РФ: – В настоящее время система дошкольного образования Москвы представлена широкой сетью образовательных учреждений разных типов и видов, предоставляющих максимально широкий спектр образовательных услуг. Это вызвано в первую очередь образовательными и социокультурными запросами родителей, а также необходимостью учета особенностей развития и здоровья детей. Повышение требований общества в целом к качеству дошкольного образования, обновление его содержания, создание разновидностей типов дошкольных учреждений, нацеленность их деятельности на инновационные направления – все это диктует усиление внимания к профессиональной подготовке будущих воспитателей в педагогическом колледже.

Педагогическому колледжу №5 в апреле исполняется 46 лет. Что же такое педагогический колледж №5 сегодня и какова его история?

История обычная. Педагогическое училище, готовящее учителей начальных классов за 3 года 10 месяцев из девушек, окончивших 8 классов школы. 1962,1963, 1964 годы – это 24 учебные группы по 30 человек в каждой. В 1965 году практически закрывается школьное отделение, открывается дошкольное, куда для подготовки воспитателей для детских садов принимают 270 выпускниц 8-х классов школы. Такой переход от одной специальности к другой не механическое явление, а содержательное и очень непростое. Надо было менять цели работы, осваивать новое содержание, новые методики, а главное, нужны были другие педагоги. А куда деть тех, кто работал, кто не хотел уходить? Таких проблем в истории учебного заведения было немало, но их решали без скандалов и драматических сюжетов директора Ю.Васильев, Л.Семушина.

На протяжении всех этих лет колледж выпускал учителей начальных классов, воспитателей детей дошкольного возраста, учителей труда, организаторов воспитательной деятельности, педагогов домашнего образования.

Как избежать стрессов и обид? Учиться. Учиться новому делу, новым технологиям, осваивать новые методики, закладывать новые направления воспитательной работы, обеспечивающей высокий профессиональный уровень. Таким путем и идет коллектив все 46 лет. Может быть, такой подход обеспечил высокий уровень работы, и как следствие коллектив в 1975 году получил звание «Образцовое учреждение Москвы» среди учреждений СПО. Мы были первыми и единственными. В 1989 году стартовало движение преобразования ссузов в колледжи. Среди педучилищ СССР 12 получили такое право, среди них было и педучилище №5.

Уже 20 лет наше учебное заведение – колледж. Изменились содержание подготовки специалистов, технология работы, бесспорно, изменился уровень молодых специалистов для образовательных учреждений Москвы, где система образования многофункциональная, многопрофильная, нестабильная, с большим количеством индивидуальных подходов. Мы считаем, что наши выпускники готовы к работе в такой системе.

В педагогическом колледже №5 реализуется программа развития учреждения на 2006-2010 годы, разработанная на основе современных тенденций в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России и Москвы, новых задач российского образования в свете концепции модернизации российского образования на 2001-2010 годы, концепции развития Московского городского педагогического университета на 2001-2010 годы, городской целевой программы «Столичное образование-5», а также концепции развития колледжа на 2002-2010 годы.

Сегодня подготовка специалистов осуществляется по профессионально-образовательным программам повышенного уровня среднего профессионального педагогического образования, разработанным в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО).

Колледж готовит учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики и иностранного языка, воспитателей детей дошкольного возраста. Для совершенствования качества подготовки специалистов мы предлагаем дисциплины по выбору и специализации: изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста; детский фитнес; развивающие системы обучения в области математики, русского языка и компьютерных технологий; развитие детей средствами изобразительной деятельности; музыкальное воспитание детей дошкольного возраста; физическое воспитание детей дошкольного возраста. Это позволяет расширить спектр образовательных услуг для московских образовательных учреждений, а также способствует реализации личных интересов и потребностей студентов.

Изменился научно-методический уровень педагогов колледжа: 8 кандидатов педагогических наук, 8 заслуженных учителей России, 2 заслуженных работника культуры, 17 отличников народного просвещения, 26 почетных работников СПО. 70% педагогов имеют высшую квалификационную категорию.

К чести коллектива надо сказать, что он статичен только в той части, что из него уходят только на заслуженный отдых. Кроме тех педагогов, кто работает в колледже со дня его основания, около 30 – это выпускники колледжа разных лет.

В колледже идет большая воспитательная работа, обеспечившая взаимную заинтересованность коллектива студентов и коллектива педагогов в достижении поставленных целей: научиться работать с детьми с интересом, уважая их права, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Большую роль в воспитательной работе играет музей общественного дошкольного воспитания, который начал работать в колледже с 1972 года.

Постоянные экспозиции музея раскрывают историю развития дошкольного воспитания в Москве: первые детские сады, основоположники дошкольного воспитания, современные детские сады, опыт их работы. В музее регулярно оформляются тематические выставки: к 200-летию династии Прохоровых, детские сады во время Великой Отечественной войны, история новогодней игрушки, история игрушки-матрешки. На базе музея проходят городские конференции, вечера встреч с ветеранами дошкольного воспитания, с научными работниками Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.

В музее студенты пробуют свои силы и в качестве экскурсоводов, приобщаясь при этом ко всему интересному, важному и талантливому, что было накоплено в дошкольном отечественном воспитании.

В колледже большое внимание уделяется гражданско-патриотическому, профессиональному и эстетическому воспитанию студентов. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию направлена на расширение знаний студентов об историческом прошлом своей Родины, подвигах народа, великих достижениях, воспитание чувства гордости за Отечество, формирование активной жизненной позиции, умение анализировать события и иметь свою точку зрения на происходящее в стране и мире.

Красной нитью в воспитании гражданско-патриотических чувств у студентов проходят события и судьбы людей, связанные с великой победой в битве под Москвой в 1941 году и в Великой Отечественной войне.

Преподаватели истории совместно с ветеранами проводят уроки по изучению Великой Отечественной войны, тематические классные часы «Памяти павших будьте достойны!», «Дети – герои войны», «Оружие защитников Отечества», «У войны не женское лицо», организуют «круглые столы» по проблемам Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Около 30 лет наш коллектив шефствует над ветеранами 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, поэтому именно они в колледже частые и дорогие гости.

Ежегодно совместно с управой «Пресня» Центрального округа студенты участвуют в торжественном возложении венков к братской могиле на Ваганьковском кладбище, оказывают шефскую помощь педагогам-ветеранам, проживающим в Пресненском районе. Многолетняя дружба связывает колледж с творческим клубом «Женщины Пресни».

В колледже работает музей боевой славы 8-й дивизии народного ополчения, в котором ведется поисковая, архивная и экскурсионная работа.

Создавая правовую среду, воспитывая гражданственность и патриотизм у будущего специалиста, педагоги колледжа формируют толерантную личность, справедливо полагая, что в культурной среде нет места национализму и экстремизму.

Воспитание толерантности – одно из приоритетных направлений в воспитательной работе. Частыми гостями в колледже вот уже два года бывают студенты РУДН – выходцы из Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Киргизии, Таджикистана. Гости рассказывают о традициях и обычаях своего народа, исполняют национальные песни и танцы. Эти встречи сблизили наших и иностранных студентов. В марте 2006 года прошел Фестиваль дружбы народов, в котором приняли участие студенты РУДН и колледжи стран СНГ, а в ноябре 2006 года наши студенты участвовали в подобном фестивале на базе Российского нового университета. Заключительным мероприятием этого фестиваля стал сводный студенческий концерт в Доме национальностей. В колледже учатся студенты разных национальностей (русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, армяне, грузины). Они составляют дружный студенческий коллектив, в котором нет проявлений неприязни на национальной основе, тем более экстремизма.

Большую роль в формировании личности играет благотворительная деятельность студентов колледжа. Тесная и неформальная дружба установилась с детьми из онкологического центра имени Н.Н.Блохина. Студенты организовывают праздники к Дню знаний, празднику Последнего звонка, на Новый год, к 8 Марта, устраивают экскурсии, игры и развлечения с призами и подарками, деньги на которые зарабатывают сами.

Много лет студенты колледжа шефствуют над детским приютом в селе Никольское Рузского района Московской области. Они выезжают в детские дома города Москвы и интернат №76 для детей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата, где устраивают концерты и спектакли с обязательным вручением подарков. Масштаб благотворительной деятельности год от года расширяется. В минувшем году зародилась дружба с сельской школой и детским приютом села Сытьково Рузского района.

Полагаю, что наши студенты, делая добро другим, менее защищенным и более слабым, сами становятся добрее и отзывчивее.

Какие проблемы волнуют коллектив сегодня? Качество и количество абитуриентов, выбирающих педагогические учебные заведения для учебы. В Москве не сложилась система заинтересованности в хороших кадрах для ОУ в самих учреждениях образования. Школы гордятся поступлением своих выпускников в престижные вузы города и не готовят для будущей работы педагогами умных, талантливых, творческих ребят, не работают с их родителями. А возможно, что и сама работа школы не привлекает ребят к педагогической деятельности – самой творческой, самой индивидуально окрашенной, разнообразной по сюжетам. Деятельности, которая всегда держит учителя в тонусе, не дает стареть и унывать. Конечно, всеми этими качествами обладает только тот учитель, который умеет, любит и хочет работать.

Сегодня в колледже уменьшилось дневное отделение, зато вырос экстернат. В экстернате учатся взрослые люди, у которых уже сложился педагогический опыт, но нет системных знаний, нет документа об образовании. Коллектив педагогов осваивает нелегкую методику работы со взрослыми людьми, имеющими уже сложившийся жизненный и профессиональный опыт.

В год своего 46-летия педагогический колледж №5 – это современное, технически оснащенное, научно-методически крепкое, имеющее стабильный кадровый состав, интересную, творческую воспитательную работу, чутко реагирующее на запросы рынка образовательных услуг образовательное учреждение.

Перспективы развития современного образовательного учреждения во многом зависят от его взаимодействия с другими учреждениями системы.

В Москве накоплен богатый опыт инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений, но до недавнего времени существовала проблема передачи передового опыта педагогов-практиков студентам колледжа – завтрашним воспитателям. Сегодня ситуация изменилась. В рамках проекта ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» дошкольные учреждения и педагогические колледжи города получили возможность организовать такое взаимодействие, при котором каждое из них выступает своеобразным ресурсом (теоретическим или практическим). Пример такого взаимодействия – сотрудничество педагогического колледжа №5 и Ресурсного центра «Солнечный круг». Так, в начале года Центр пригласил студентов колледжа на мастер-класс в рамках проекта «Детский игровой город» и продемонстрировал методику организации интерактивной сюжетно-ролевой игры «Железная дорога». После посещения студенты отметили, что у них изменились представления об игровой деятельности дошкольников. Разнообразие ролей, «реальный вокзал» с уютным кафе и залом ожидания, веселое познавательное путешествие и многое другое позволило приблизить будущих воспитателей еще на один шаг к ребенку. Игра стала для них не просто материалом из учебника про «ведущую деятельность дошкольников», а живым, интересным делом, где дошкольник и педагог вместе познают окружающую действительность, обучаются и развиваются.

Таким образом, участие колледжа в мероприятиях по реализации проекта «Московское образование: от младенчества до школы» позволяет более эффективно решать проблему модернизации системы подготовки педагогических кадров для воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста и способствует повышению уровня подготовки воспитателей в колледже.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте