Программа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2019, кроме традиционных испытаний для участников, включила в себя и Всероссийскую конференцию «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха». Конференция прошла в средней школе «Мозаика» на территории городского округа Красногорск (Московская область). В ней приняли участие не только конкурсанты, их сопровождающие и члены жюри, но и педагоги Подмосковья.
Если сам конкурс выявляет самых творческих и ярких педагогов-дошкольников, позволяет увидеть, какие методики они используют, какие находки могут предложить коллегам, то конференция была посвящена близкой теме – кадровой политике как инструменту повышения качества дошкольного образования. То есть речь шла о нем же – педагоге-дошкольнике. Выступающие на пленарном заседании обобщали проблемы и говорили об их решении на федеральном уровне. Во время дискуссий на секциях решения приобретали конкретный характер, фокусируясь на региональном, муниципальном уровне, вплоть до уровня дошкольного учреждения.А началась конференция с мастер-классов дошкольных образовательных учреждений Московской области. Говорили о финансовой грамотности детей и их родителей, испытывали интерактивное оборудование, создавали мультфильм, декорировали деревянные изделия в технике «эбру». Логопеды из города Жуковский предложили свое ноу-хау – «Речевая коробка LOGOCUB». И это не полный перечень увиденного.На пленарном заседании состоялся очень серьезный и важный разговор. Его начала заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова с вопроса: «Что нужно сделать, чтобы работники дошкольного образования успешно встраивались в формируемую систему непрерывного профессионального роста педагогов?» Татьяна Викторовна подчеркнула многофакторный характер проблемы и остановилась лишь на некоторых ее аспектах. «Продолжается рост численности воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях. Он опережает рост количества мест, несмотря на мощные ассигнования, строительство детских садов, процесс возврата зданий дошкольных учреждений. Профсоюз неоднократно проводил мониторинги состояния кадрового обеспечения в дошкольном образовании, которые показали, что растет интенсивность деятельности дошкольных образовательных организаций и педагогических работников. Сокращается количество педагогических работников, которые сопровождают процесс воспитания, процесс реализации образовательной программы. Напряженность работы воспитателя возрастает во много раз. Увеличивается количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Это заставляет воспитателя работать по двум-трем программам. При этом существуют финансовые ограничения для создания групп и компенсирующего, и комбинированного типа».Татьяна Куприянова напомнила, что в регионах на группу порой выделяется 1,67 ставки воспитателя. «Надо стараться не допускать, чтобы в региональных нормативах финансирования дошкольного образования были сокращены расходы на оплату труда педагогических работников», – подчеркнула она.Также профсоюз настаивает на продолжении дискуссии по уточнению требований к образованию, знаниям и умениям воспитателя. «Напоминаю, что профстандарт не является инструментом для формирования должностных обязанностей конкретного работника, тем более для разработки должностных инструкций. Необходимо заниматься актуализацией квалификационных требований. Есть все правовые основания, чтобы совершенствовать отраслевую систему оценки деятельности педагогических работников и оценки квалификации. Безусловно, на тех условиях, которые обеспечивают защиту социальных прав и гарантий педагогов», – сказала Татьяна Викторовна. И, конечно, она не обошла тему заработной платы: «Важно совершенствовать систему оплаты труда педагогических работников, в том числе педагогов-дошкольников. Существует огромная разница (порой в 4-5 раз) в оплате труда работников в разных регионах и даже в рамках одного региона. Необходимо принимать дальнейшие меры по повышению зарплаты педагогов, в том числе в сфере дошкольного образования. Мы намерены добиваться, чтобы были приняты рамочные основы формирования отраслевой системы оплаты труда. Пора переходить от единых рекомендаций к нормативному правовому акту, который должен быть принят Правительством России, чтобы были установлены минимальные ставки и оклады на федеральном уровне как государственные гарантии. И, конечно, нужен четкий перечень компенсационных и стимулирующих выплат».Слово взяла директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Волосовец. Она рассказала о проекте профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования», о том, какие новые возможности для роста и развития он дает. «Без этого стандарта нам работать довольно сложно», – подчеркнула Татьяна Владимировна. Пока проект еще не стал документом, но когда он будет опубликован на сайте Минтруда, можно будет высказать свое мнение о нем, сделать замечания. Татьяна Волосовец также отметила две важные проблемы. Первая – детским садам не хватает методистов, необходимо их вернуть: «Уж больно без методических служб тяжело работать нашим воспитателям, особенно тем, кто пришел сразу после педагогического колледжа». И вторая – «Требовать высшее образование у воспитателя было бы здорово, но пока преждевременно…».Директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова назвала свое выступление «Готовность педагогов работать в интересах детей» и говорила об оценке качества дошкольного образования. «Мы по заданию Минпросвещения России разработали и предложили детским садам инструментарий оценки качества образования. Мы называем его комплектом. Комплект включает обоснованные показали и критерии, дается методологическое обоснование этим критериям. Предлагаем фиксировать информацию по пяти видам детской инициативы, проводить наблюдение три раза в год. Причем наблюдение проходит не в процессе занятий, которые организует педагог, а в процессе самостоятельной деятельности детей. Педагог не должен создавать для этого какие-то специальные условия. Фиксация не ради фиксации, а для того, чтобы понять, что делать с этим дальше». Есть памятки для родителей. Разработан также атлас материалов и оборудования предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях. Даются методические рекомендации, как этим комплектом пользоваться. Все это можно найти на сайте firo-nir.ru. Все материалы опираются на достижения отечественной педагогики, психологии, в основе – работы Льва Выготского, Даниила Эльконина, Василия Давыдова, материалы Надежды Коротковой. На сайте работает раздел «Вопрос – ответ» по ссылке firo-nir.ru/index.php/vopros-otvet.html. «Мы готовы к диалогу», – заверила Наталья Владимировна.Директор Национального института качества образования Ирина Федосова представила концепцию и инструментарий мониторинга качества дошкольного образования в 2019 году – работу, которую НИКО делает по заказу Рособрнадзора. Она пояснила: «ФГОС – это прежде всего стандарт условий. На нем мы сфокусировали свое внимание. Цель – создать единую методологию для развивающего мониторинга качества дошкольного образования, который может оказать непосредственное влияние на каждого участника этой системы – педагога, родителя, ребенка, управленца».Как рассказала Ирина Евгеньевна, концепция мониторинга была разработана по итогам исследования качества дошкольного образования, проведенного в 2018 году: «В исследовании участвовали более 5 тысяч дошкольников. Мы доказали, что логическое и творческое мышление, речевое развитие, уровень произвольности и социальное развитие непосредственно связаны с качеством образовательной среды, в которой обучаются дети. В среднем в детских садах, которые заслужили высокие оценки, шесть баллов из семи по шкале ECERS-R (Экерс), результаты детей были на 15% выше, а результаты детей, испытывающих трудности в обучении, в такой высокобалльной среде повышались на 50, иногда 60%. Высококачественная среда особое влияние оказывает на детей, испытывающих трудности в обучении».В 2019 году разработчики предложили комплексную многоуровневую систему, которая отталкивается от оценки качества внутри дошкольного учреждения. Следом идет внешняя экспертная оценка независимыми экспертами. И затем независимая родительская оценка. «В апробацию этой системы включился 21 регион и затем еще 35 регионов. Сейчас задействованы 774 дошкольных образовательных учреждений», – заключила Ирина Федосова.Во второй части конференции педагоги разошлись по девяти секциям: «Профессиональный портрет» современного педагога дошкольного образования (воспитателя): характерные особенности, эффективный опыт», «Физическое развитие ребенка как образовательная область дошкольного образования. Профессиональная компетентность педагога», «Вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов в условиях реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях», «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Роль воспитателя в педагогическом просвещении родителей», «Обеспечение преемственности содержания и технологий образования при реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования», «Инновационные процессы в подготовке педагогических кадров в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования «дошкольного профиля» с учетом социально-экономического развития региона», «Развитие системы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников дошкольного образования», «Конкурс без границ». В последней секции собрались участники и победители конкурса «Воспитатель года России» разных лет. Подробный рассказ о выступлениях на этой секции – в следующем выпуске газеты.
Комментарии