Эти слова являются ключевыми для осознания значимости новых подходов в реализации государственной политики в сфере образования, обозначенных в Федеральной целевой программе развития образования. Эта новизна состоит в четкой ориентации на подготовку кадровых ресурсов модернизации и в готовности государства вкладывать в это направление значительные средства.
Сегодня для всех очевидной является обусловленность механизмов модернизации отечественного образования потребностями инновационного развития экономики страны и задачами подготовки конкурентоспособной личности. Поэтому проблема запуска и реализации инновационных механизмов развития стала как никогда актуальной. Также по-настоящему новым, ранее недостаточно эффективно используемым стало направление ФЦПРО, связанное с организацией деятельности федеральных стажировочных площадок. На них предстояло исследовать потенциальный инновационный ресурс педагогов и образовательных учреждений, разработать на этой основе перспективные управленческие педагогические модели, обеспечивающие достижение нового качества образования, обучить педагогов и управленцев, создать все информационные, технические учебно-методические условия для распространения инновационного опыта в массовой педагогической практике. Общая сумма федеральной субсидии, выделенной на достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», – 243891,53 тыс. руб. Из них общая сумма средств, израсходованных на закупку современных средств обучения и оснащение стажировочной площадки, составила около 135 млн руб.Базовыми образовательными учреждениями института были утверждены 60 образовательных учреждений, ставших опорными ресурсными центрами, осуществляющими распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования. На базе этих учреждений были организованы курсы повышения квалификации и стажировки как эффективные формы формирования и совершенствования компетентностей стажеров – педагогов и руководителей образовательных учреждений – по актуальным направлениям реализации ФЦПРО: введение ФГОС и форм государственно-общественного управления образованием. ( В 2011-2013 годы подготовлено 3285 чел.)Для решения технико-технологических проблем института и базовых площадок приобретены современные высокопроизводительные серверы для внедрения технологии виртуализации рабочих мест слушателей курсов, групповые терминалы и программные клиенты для видео-конференц-связи, новые стационарные персональные компьютеры и ноутбуки для оснащения рабочих мест всех сотрудников стажировочной площадки; практически для каждого подразделения организован мобильный компьютерный класс; интерактивный комплекс для проведения выездных занятий, стационарные компьютерные классы и медиазал библиотеки, организованные по технологии виртуализации на базе «тонких клиентов». Наряду со стажировочной площадкой созданы условия для обеспечения устойчивой телекоммуникационной видео-конференц-связи (аппаратное и программное решения) с базовыми учреждениями, осуществляется их оснащение современными техническими средствами, позволяющими транслировать инновационные образовательные модели, «выращиваемые» на базовых площадках как в пределах Ростовской области, так и в других субъектах Российской Федерации. 44% субъектов и муниципалитетов Российской Федерации смогли ознакомиться с инновационным опытом Ростовской области.Одновременно с приобретением необходимых технических средств институт закупил и освоил необходимое программное обеспечение: для организации корпоративного портала института с элементами электронного документооборота (Desk Work); для онлайн-взаимодействия (вебинаров, конференций, встреч) и дистанционного обучения (Adobe Connect Pro); программы для обработки изображений и распознавания текстов; комплект офисных программ и операционных систем последних версий. Базовые учреждения также получили необходимое программное обеспечение для участия в видеоконференциях различного уровня, организации обучения в образовательных учреждениях с использованием современных интерактивных средств, мобильных информационных технологий (в базовые школы поставлены мобильные классы, планшетные компьютеры).Особое внимание при выработке стратегии развития стажировочной площадки уделялось вопросам закупки таких средств и образовательного контента, которые составят основу для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся. Для учителей начальных классов и дошкольников установлена детская творческая мастерская в составе 16 современных компьютеров Apple iMac, графические планшеты, цифровое пианино, видеокамера и комплект осветительной аппаратуры, акустическая система, интерактивный мультимедийный комплекс. В комплекте поставлено программное обеспечение для мультипликации и анимации и ПО для музицирования, что позволяет развивать детское творчество в учебной и внеучебной деятельности.Для всех ДОУ и ОУ приобретены двухэкранные панельные устройства, позволяющие организовать предшкольную подготовку на специально созданном комбинированном устройстве персонального доступа к специальному образовательному контенту.Для учащихся основной и старшей школы закуплены учебные кабинеты для учителей физики и математики, географии и истории, химии и биологии, лингафонный кабинет для учителей иностранного языка. Новое учебное оборудование позволяет педагогу и обучающемуся проводить исследовательскую работу, ставить эксперименты, развивать компетенции обучающихся, позволяющие на современном уровне решать не только учебные задачи, но и жизненные с учетом индивидуальных потребностей, основанных на интересе к изучению нового.Особенностью стажировочной площадки стала системная работа по обучению педагогов, руководителей образовательных учреждений технологиям использования приобретенных программно-технических средств для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. В 2011-2013 гг. проведены 62 обучающих семинара, вебинары, тренинги, консультационные форумы, направленные на обеспечение качественного освоения компьютерной техники, учебного оборудования, электронного образовательного контента для педагогов всех ступеней обучения (обучены 3740 чел.) В организации повышения квалификации педагогов на сегодняшний день важное значение приобретает информационное сопровождение Центром методической и технической поддержки внедрения информационных технологий в образовательные учреждения и обеспечения доступа к образовательным услугам и сервисам (центра) деятельности федеральной стажировочной площадки РИПК и ППРО. 87% образовательных организаций Ростовской области обращаются к сайту стажировочной площадки, где размещены информационные материалы о ее деятельности, проводимых мероприятиях и реализуемых проектах, новинках литературы для педагогов и руководителей, эффективный педагогический и управленческий опыт, материалы региональных журналов «Практические советы учителю» и «Региональная школа управления» и др. Более 80% учреждений образования систематически получают информацию о проводимых мероприятиях на базе стажировочной площадки по электронной почте. С сайта стажировочной площадки можно попасть в среду дистанционного обучения, где опубликованы обучающие модули курсов повышения квалификации по различным направлениям подготовки. В 2013 году педагоги из 25 субъектов РФ прошли дистанционное обучение по различным образовательным программам.На сайте института сегодня открыта онлайн-регистрация педагогов, для участия в веб-конференциях, вебинарах, тренингах, обучающих семинарах, проектах, стажировках и курсах повышения квалификации по интересующим их профессиональным проблемам. В 2013 году более 2500 педагогов Ростовской области из 48% учреждений образования использовали электронную регистрацию для выбора образовательных программ ПК. На региональных открытых ресурсах сетевых педагогических сообществ сегодня работают более 3000 педагогов, представляющих 78% образовательных учреждений Ростовской области. Активная работа проводится на ресурсе регионального узла Ростовской области http://www.openclass.ru/community/109952 в проекте «Открытый класс». В 2012-2013 гг. на базе центра реализовывались региональный сетевой проект «Как у нас Дону», посвященный 75-летию Ростовской области для педагогов и ученических команд, «Эффективные модели разработки информационной среды для талантливых и одаренных детей» и «Создание образовательных медиаресурсов для обучения в свободной wiki-среде» для педагогов основного и дополнительного образования. Центр обеспечивает свободный доступ зарегистрированных пользователей сайта стажировочной площадки к каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего образования, авторским материалам электронных образовательных ресурсов, созданных победителями ежегодного конкурса «Лучшее электронное приложение к уроку». 73% образовательных организаций области используют материалы банка информационно-методических материалов инновационной педагогической и управленческой практики, 86% образовательных учреждений разместили в сети Интернет электронные образовательные ресурсы. Создана и внедрена в эксплуатацию информационная система обеспечения свободного доступа 65% образовательных организаций области к новинкам педагогических изданий, научно- и учебно-методических периодических изданий. Таким образом, центр обеспечивает методическое сопровождение и техническую поддержку 72% от общего числа общеобразовательных учреждений Ростовской области. К числу перспективных направлений мы относим внедрение комплекта электронных учебных изданий на всех ступенях обучения. Часть электронных образовательных ресурсов базируется на облачных технологиях и представляет собой защищенную и контролируемую часть сети Интернет. Электронные комплексы обеспечивают взаимосвязанное единство электронных учебников, учебного портала (включает комплект учебников, разные коллекции мультимедийных ресурсов и контрольно-измерительных материалов), внеучебного портала, устройств персонального доступа.Ведется активная работа по внедрению электронного дневника, электронной учительской, электронной интерактивной библиотеки, электронного портфолио. За время участия института в реализации ФЦПРО разработаны и изданы 69 монографий, учебных, учебно-методических пособий и рекомендаций. Основные региональные индикаторы эффективности работы стажировочной площадки достигнуты к концу 2013 г. в полном объеме, а по ряду показателей – с превышением показателя.Сарра ХЛЕБУНОВА, ректор РИПК и ППРО
Комментарии