search
main
0

Кадры решают все! О перспективах развития профессионального образования республики

Система деятельности учебного заведения должна быть ориентирована не столько на его сохранение и функционирование, сколько на перспективные направления развития. Чтобы соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта, запросам социальных партнеров, образовательные учреждения профессионального образования Чеченской Республики ведут работу по развитию и внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных направлений деятельности, наиболее актуальных на данном этапе специальностей и специализаций. Студенческая молодежь республики больше информирована о процессах, происходящих в различных областях науки, техники и социальной жизни, динамично овладевает современными коммуникационными и информационными технологиями.

В ​свое время система профессионально-технического образования Чечено-Ингушетии была одной из самых сильных на Северном Кавказе. Тогда в республике работало свыше 30 ПТУ. За каждым из них было закреплено базовое предприятие. И как правило, выпускники профтехучилищ без проблем устраивались на работу по специальности. Особенно престижными считались профессии нефтяников, нефтепереработчиков, машиностроителей. После 1991 года налаженная десятилетиями и работавшая с хорошей отдачей структура профессионального образования развалилась. Давно уже нет некогда ведущих предприятий нефтяной, нефтехимической, машиностроительной и других отраслей промышленности. И все же в последние годы сделано очень многое по восстановлению системы профессионального образования: сейчас в республике уже работает 15 профессиональных училищ, где учатся более 9,5 тысячи юношей и девушек. В условиях сегодняшнего дня для восстанавливающейся республики очень важно подготовить рабочие кадры высокой квалификации. Этой стратегической задаче руководство республики, Министерство образования и науки и преподавательский состав уделяют пристальное внимание.В первые послевоенные годы учреждения профессионального образования республики были нацелены на решение главным образом социальных задач. Профессиональные училища позволили усадить за парты тысячи слонявшихся без дела подростков. Плюс к этому стали одной из форм материальной поддержки малообеспеченных семей. Для многих родителей было очень существенным, что в ПУ учащиеся обеспечены бесплатным питанием и получают стипендию. Хотя сегодня социальная функция ПУ в значительной мере утратила свою актуальность, эти образовательные учреждения по-прежнему популярны среди чеченской молодежи, и ребята охотно идут осваивать специальности.Основной стратегической линией для развития образования глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров определил обеспечение качества образования и нравственное воспитание молодежи. В учреждениях профобразования активно и плодотворно проводится работа по духовно-нравственному воспитанию молодежи на основе традиций, нравов и обычаев чеченского народа, массовая работа по физическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни.Во исполнение указа президента Чеченской Республики от 25.09.2008 г. №300 в учреждениях высшего профессионального образования реализуется программа этического образования. В частности, в Чеченском государственном университете и Грозненском государственном нефтяном институте активная работа проводится со студентами, обучающимися по специальности «государственное и муниципальное управление». Наметились положительные тенденции, определяющие перспективы развития нравственного воспитания как приоритетной сферы социальной жизни республики. Обозначился реалистичный подход к осмыслению объективного состояния и сущности воспитательной ситуации в республике. Реализуется комплекс федеральных программ, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. В молодежном общественном движении особое место занимают проблемы толерантности, противодействия терроризму, воспитания в духе мира и взаимопонимания между народами, охраны окружающей среды, здорового образа жизни, досуга, защиты своих прав.Проблемы в области духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи требуют их целенаправленного разрешения на основе этнокультурного своеобразия, традиций и обычаев народов, проживающих в республике. Чеченская Республика имеет яркое историческое прошлое и собственные национальные приоритеты в развитии всех сфер социальной жизни. Эти особенности максимально использованы в системе духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи в республике.В образовательных учреждениях профессионального образования растет число преподавателей, активно занимающихся научными исследованиями, становится больше аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. Создан и активно функционирует Совет молодых ученых и специалистов Чеченской Республики.В текущем году советом проделана определенная работа, направленная на развитие научно-исследовательской культуры среди молодежного сообщества республики. Так, советом были организованы семинары и «круглые столы», посвященные актуальным проблемам современной науки, в частности, просветительского характера:    «Методология написания научных работ», 24 мая 2009 г., Грозный;    «Система поддержки талантливой молодежи: гранты, исследовательские проекты», 9 июня 2009 г., Грозный;    «Место и роль молодежи в современном обществе», 24 сентября 2009 г., Грозный.В течение всего года члены совета осуществляли реализацию локального проекта «Информирование молодых ученых специалистов Чеченской Республики об отечественных и зарубежных конференциях, программах, фондах, финансирующих научно-исследовательские проекты».Также в текущем году сформирован информационный банк данных о молодых ученых и специалистах Чеченской Республики, который должен помочь в дальнейшем при организации различных научных мероприятий.Членами совета принято активное участие в научных мероприятиях, проходивших как в России, так и за рубежом. Так, совет принял активное участие в подготовке и проведении в Грозном Всероссийской научно-практической конференции «Язык и школа: проблемы билингвизма в образовательной сфере», в 3-й Школе руководителей молодежных объединений, проводимой Российским союзом молодых ученых с участием молодых ученых стран СНГ в Москве, в работе Всероссийского совещания по вопросам поддержки молодых ученых и специалистов «Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в современной России», проходившего на базе Национального ядерного института (МИФИ).Советом проведен «круглый стол» по проблемам молодых ученых и специалистов с привлечением научной общественности республики.Члены совета приняли участие в работе 3-го съезда молодых ученых Юга России в Нальчике.Проблему трудоустройства выпускников, одну из актуальных задач системы профобразования, помогает решать Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики во взаимодействии с правительством ЧР и Министерством образования и науки ЧР, образовательными учреждениями и работодателями. Целью такого взаимодействия является повышение качества образовательных услуг на территории Чеченской Республики, обеспечение согласованных действий на рынке труда и рынке образовательных услуг и в результате обеспечение занятости выпускников. В текущем году в целях координации совместных действий отрабатывается система согласования объемов и профилей профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов для устранения дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Так, по поручению заместителя председателя правительства Чеченской Республики – министра финансов Чеченской Республики Э.А.Исаева (от 15.02.2010 г.) Министерством образования и науки проведен мониторинг потребности в рабочих кадрах и определения ряда профессий и специальностей, наиболее востребованных на рынке труда до 2013 года.Образовательные учреждения регулярно получают через Республиканский координационный центр информацию о положении на рынке труда, профессиях (специальностях), по которым работодатели предусматривают привлечение работников, количестве выпускников образовательных учреждений профессионального образования, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения, и результатах их трудоустройства.Ежегодно Министерством образования и науки ЧР проводятся республиканские олимпиады профессионального мастерства, где будущие токари, хлеборобы, наладчики, операторы и т. д. имеют возможность проявить творчество, эрудицию в демонстрации азов выбранной профессии.Особым показателем плодотворной деятельности учреждений профобразования являются итоги участия победителей республиканских конкурсов и олимпиад на всероссийских конкурсах. Так, Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований «Моя страна – моя Россия», проводился в целях привлечения молодежи к решению острых проблем республиканских территорий (сел, районов, городов), как механизм вовлечения молодежи в решение вопросов социально-экономического развития. Организаторы конкурса: Общероссийский союз общественных объединений «Молодежная социально-экономическая инициатива», Межрегиональная общественная организация «Центр социально-экономических инициатив «Мое Отечество» и Центр развития молодежного парламентаризма в России. Авторами лучших работ конкурса и кандидатами на присуждение премий для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стали студенты Грозненского государственного нефтяного института и Чеченского государственного университета. Учащиеся профессиональных училищ №№2, 6, 17 и 26 стали призерами номинаций Всероссийского конкурса профессионального мастерства.С 2005 года Министерством образования и науки ЧР проводится республиканский фестиваль художественного творчества учащихся и студентов под названием «Я вхожу в мир искусства».Системной стала работа по профилактике наркомании, безнадзорности и правонарушений в учреждениях профессионального образования. Проводится большая пропагандистская работа с учащимися училищ и студентами вузов.СтатфактВ Чеченской Республике функционируют 3 вуза, 8 учреждений СПО и 15 профессиональных училищ, в них обучаются: НПО – 231 человек, СПО – 8777 человек, ВПО – 31085 человек.Муслим ИСМАИЛОВ, заместитель министра образования и науки ЧР

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте