Педагогическое образование, составная часть системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства.
1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах , педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.Пути решения: разработка и апробация учебных курсов: «Здоровьесберегающая среда в начальной школе», «Модернизация воспитания в начальной школе», «Современные средства оценки достижений учащихся в начальной школе», «Психологическая поддержка и помощь детям младшего школьного возраста, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях», «Особенности работы с детьми младшего школьного возраста, оказавшимися в экстремальных условиях», «Психологическое консультирование родителей»; организация и проведение повышения квалификации преподавателей ИПК и ИУУ субъектов по четырем направлениям повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов, организация и проведение повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов. Обновление содержания подготовки учителей начальных классов.Анатолий Баранников, руководитель Департамента общего образования РФ:
Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта.
Цель модернизации педагогического образования – создать механизм эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации российского образования.
Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
Разработанная система мер по модернизации педагогического образования преемственно дополняет Программу развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы, утвержденную коллегией Министерства образования Российской Федерации в 2001 году.
Утверждена приказом
от 01.04.2003 года № 1313
Основные направления
и задачи модернизации педагогического образования
1. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов
1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования.
1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях.
1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.
1.4. Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования.
1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов Федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования.
1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.
1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.
1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.
2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов
2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.
2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования. В первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.
2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий.
2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.
2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде.
2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов.
2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.
2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования.
2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования, стажировка. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации, обеспечивающее включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.
2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования.
3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования
3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.
3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего професси- онального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства.
3.3. Уточнение Перечня специализации, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.
3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования.
3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.
3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в системе педагогического образования.
3.7. Разработка и апробация новых методик практической подготовки педагогов по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства, а также психолого-педагогической поддержки личности и семьи.
3.8. Усиление фундаментальной подготовки педагогов, формирование их способности к исследовательской деятельности в психолого-педагогической и предметной сфере.
3.9. Подготовка педагогов к использованию новых средств измерения качества обучения.
3.10. Разработка нового поколения учебников по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования.
3.11. Создание федеральных комплектов учебно-методической литературы, в том числе на электронных носителях, для педагогических направлений и специальностей.
3.12. Создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания.
3.13. Разработка учебно-методических комплектов для системы дополнительного профессионального образования, направленных на решение задач модернизации общего образования.
Первоочередные мероприятия
на 2003-2004 годы
1. Проблема: недостаточная координация между выпуском педагогических кадров и потребностями общеобразовательных учреждений.
Пути решения: анализ имеющегося кадрового потенциала на федеральном и региональном уровне, разработка технологии постоянного прогнозирования потребности системы образования в педагогических кадрах (федеральный и региональный уровень), уточнение действующего Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования, уточнение Перечня специализаций; профилей направлений высшего педагогического образования и программ дополнительного профессионального, педагогического образования, создание концепции и разработка учебных программ профессиональной переподготовки учителей, высвобождающихся в связи с изменением демографической ситуации.
Источники финансирования: НИР, НИОКР, ФПРО.
2. Проблема: несоответствие подготовки учителей начальных классов требованиям современной школы, в том числе по проблемам обеспечения здоровья детей, работе по воспитанию учащихся в современных условиях, помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников.
Пути решения: разработка и апробация учебных курсов: «Здоровьесберегающая среда в начальной школе», «Модернизация воспитания в начальной школе», «Современные средства оценки достижений учащихся в начальной школе», «Психологическая поддержка и помощь детям младшего школьного возраста, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях», «Особенности работы с детьми младшего школьного возраста, оказавшимися в экстремальных условиях», «Психологическое консультирование родителей»; организация и проведение повышения квалификации преподавателей ИПК и ИУУ субъектов Российской Федерации по четырем направлениям повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов, организация и проведение повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов. Обновление содержания подготовки учителей начальных классов.
Источники финансирования: ФПРО, федеральный, региональный бюджеты, внебюджетные средства.
3. Проблема: распространение практики необоснованного привлечения учителей-предметников к работе в начальной школе.
Пути решения: организация и проведение эксперимента по профессиональной подготовке учителей начальных классов, готовых к обеспечению всего цикла учебных дисциплин, разработка рекомендаций по проведению профессиональной подготовки учителей начальной школы, готовых к обеспечению всего цикла учебных дисциплин.
Источники финансирования: федеральный и региональный бюджеты, НИР.
4. Проблема: недостаточная готовность учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников.
Пути решения: проведение курсов по компьютерной грамотности для учителей начальных классов, проведение курсов повышения квалификации для учителей начальных классов по программе «Использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании», разработка модели компьютерного обеспечения учебного процесса и внеурочной деятельности учащихся начальной школы, методик ее использования и подготовка рекомендаций по их изучению в системе среднего и высшего педагогического образования.
Источники финансирования: ФЦП РЕОИС (направление 5), ИСО МББР (3-й заем).
5. Проблема: недостаточная готовность к обучению иностранным языкам и информатике в начальной школе.
Пути решения: оказание информационной и содержательной поддержки по внедрению курса «Методика преподавания иностранных языков в начальной школе», организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки учителей для преподавания иностранного языка в начальной школе, повышение квалификации и переподготовка учителей для преподавания информатики в начальной школе.
Источники финансирования: ФПРО, региональный бюджет, внебюджетные средства, ИСО МБРР.
6. Проблема: недостаточная преемственность дошкольного и школьного образования, особенно в содержании курсов повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Пути решения: разработка программ повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с учетом преемственности дошкольного и школьного образования, информационная и содержательная поддержка проведения повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, корректировка содержания подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом преемственности дошкольного и школьного образования.
Источники финансирования: ФПРО, НИР, региональный бюджет.
7. Проблема: несоответствие подготовки учителей, работающих в основной школе, современным требованиям, в том числе по проблемам обеспечения прав детей, реализации здоровьесберегающих технологий, внедрения современных средств контроля и оценивания результатов обеспечения взаимодействия с родителями учащихся, воспитания школьников и др.
Пути решения: разработка и апробация учебных курсов для системы повышения квалификации педагогических работников: «Права ребенка в современном обществе» «Здоровьесберегающая среда в школе», «Модернизация воспитания в школе», «Современные средства оценки достижений учащихся», «Психологическое консультирование родителей»; организация и проведение повышения квалификации и переподготовки педагогов основной школы по проблемам обеспечения прав детей, реализации здоровьесберегающих технологий, внедрение современных средств контроля и оценивания результатов обучения, обеспечения взаимодействия с родителями учащихся, воспитания школьников и др.; корректировка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области педагогического образования, корректировка примерных программ дисциплин предметной и профильной подготовки по педагогическим специальностям и направлениям, тиражирование и поставка в вузы, уточнение перечня специализаций, профилей, направлений высшего педагогического образования.
Источники финансирования: ФПРО, НИР.
8. Проблема: недостаточное внимание общеобразовательной школы к проблемам экологического образования. В том числе к современным концепциям устойчивого развития.
Пути решения: корректировка содержания подготовки учителей с учетом идей перехода к обществу устойчивого развития, разработка рекомендаций по введению проблематики устойчивого развития общества в программы повышения квалификации учителей по всем предметам.
Источники финансирования: федеральный бюджет.
9. Проблема: недостаточная готовность учителей к использованию информационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников.
Пути решения: разработка предложений и требований по комплексной информатизации педагогического образования в России, разработка требований и системы проверки уровня овладения информационными и коммуникационными технологиями студентами педагогических вузов, разработка рекомендаций по использованию информационных и коммуникационных технологий для преподавателей естественно-научных и гуманитарных дисциплин, разработка и апробация программы повышения квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», обучение преподавателей ИПК и ИУУ, организация и проведение повышения квалификации действующих учителей в области компьютерной грамотности.
Источники финансирования: НИР, ФЦП РЕОИС (направление %), ФПРО.
10. Проблема: недостаточный уровень подготовленности учителей к организации внеурочной воспитательной работы в школе и дополнительного образования школьников.
Пути решения: разработка программ повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных учреждений, корректировка программ и разработка рекомендаций по формированию учебного плана изучения психолого-педагогических дисциплин в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Разработка рекомендаций по оптимизации практической подготовки студентов для ведения воспитательной работы со школьниками.
Источники финансирования: ФПРО, региональный бюджет, НИР.
11. Проблема: неразработанность системы подготовки педагогов для профильного обучения на старшей ступени.
Пути решения: разработка и апробация учебных курсов для педагогов и учителей старшей школы «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе», «Воспитание в условиях профильного обучения», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Социально-правовое образование учащихся», «Развитие коммуникативной компетентности учащихся» и др. организация обучения преподавателей ИПК и ИУУ; организация повышения квалификации и переподготовки педагогов общеобразовательного учреждения для реализации профильного обучения, корректировка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГГОРС ВПО) в области педагогического образования, корректировка примерных программ дисциплин предметной и профильной подготовки по педагогическим специальностям и направлениям, тиражирование и поставка их в вузы, уточнение перечня специализаций, профилей, направлений высшего профессионального (педагогического) образования.
12. Проблема: недостаточная проработанность системы подготовки учителей для сельской малокомплектной школы.
Пути решения: разработка предложений и методических рекомендаций по формированию основных образовательных программ подготовки учителей по областям или с учетом совмещения специальностей, подготовка эксперимента по введению новых учебных планов и программ подготовки учителей для сельской малокомплектной школы.
13. Проблема: старение педагогического корпуса, слабое закрепление выпускников педвузов в школе.
Пути решения: разработка правовой базы целевой контрактной подготовки педагогических кадров, отработка конкретных моделей экономического стимулирования, трудоустройства и закрепления выпускников в школе, разработка рекомендаций по внедрению различных моделей экономического стимулирования, трудоустройства и закрепления выпускников вузов в школе.
Источники финансирования: федеральный, региональный бюджеты, НИР.
14. Проблема: недостаточная преемственность программ высшего и среднего профессионального педагогического образования.
Пути решения: разработка рекомендаций о порядке приема и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования для лиц, имеющих среднее профессиональное образование педагогического профиля, разработка примерных сопряженных планов по специальностям высшего профессионального педагогического образования на базе родственных специальностей среднего профессионального педагогического образования. Разработка рекомендаций по формированию сопряженных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального педагогического образования.
15. Проблема: недостаточная практическая подготовка выпускников педагогических вузов к работе в общеобразовательных учреждениях.
Пути решения: разработка содержания практической подготовки студентов педагогических вузов, экспериментальная отработка внедрения различных моделей организации практической подготовки обучающихся по педагогическим специальностям. Разработка примерных программ итоговой аттестации студентов педагогических вузов по дисциплинам «Педагогика» и «Методика преподавания предмета», разработка примерных программ итоговой аттестации по педагогическим направлениям и специальностям.
16. Проблема: недостаточный уровень психолого-педагогической (теоретической и практической) подготовки будущих учителей.
Пути решения: корректировка программ и разработка рекомендаций по изучению психолого-педагогических дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования, разработка и апробация специальных курсов психологической (теоретической и практической) подготовки студентов педагогических образовательных учреждений.
Источники финансирования: ФПРО, НИР, НИОКР.
17. Проблема: недостаточная ориентированность профессорско-преподавательского состава вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, в проблемах модернизации общего образования.
Пути решения: разработка системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов и преподавателей средних педагогических учебных заведений, разработка и апробация курсов «Основные задачи и пути модернизации образования в России», «Отечественный и зарубежный опыт педагогического образования», «Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании».
18. Проблема: недостаточная разработанность программ послевузовского профессионального образования.
Пути решения: разработка программ по специальным дисциплинам в соответствии с временными требованиями к основной образовательной программе послевузовского образования по отрасли 13.00.00 «Педагогические науки».
19. Проблема: Отсутствие системы внедрения научных и научно-методических разработок в практику педагогического образования.
Пути решения: создание системы отбора актуальных научных и научно-методических разработок и информационно-технологического обеспечения доступа к ним.
Источник финансирования: ФПРО.
20. Проблема: несоответствие учебно-методической литературы по педагогическим направлениям и специальностям современным требованиям.
Пути решения: формирование федерального комплекта учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, разработка положения о конкурсе учебников и учебно-методических пособий по общепрофессиональным дисциплинам педагогических направлений и специальностей, проведение конкурса учебников и учебно-методических пособий по общепрофессиональным дисциплинам педагогических направлений и специальностей.
Источники финансирования: федеральный бюджет, ФПРО.
21. Проблема: несоответствие количественных и качественных показателей уровня материально-технического обеспечения педагогических учебных заведений современным требованиям.
Пути решения: поставка аппаратно-программных средств и оборудования в педагогические вузы (оснащение факультетов начальных классов в приоритетном порядке), разработка требований к материально-техническому обеспечению учебного процесса по педагогическим направлениям и специальностям.
22. Проблема: необеспеченность педагогических вузов учебной литературой, в том числе на электронных носителях, для общеобразовательных учреждений.
Пути решения: поставка школьных учебников, в том числе на электронных носителях, в педагогические вузы.
23. Проблема: запаздывание модернизации педагогического образования относительно реформирования системы общего образования.
Пути решения: обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации.
Перспективные задачи модернизации педагогического образования
на 2005-2010 годы
Отработка различных моделей организации повышения квалификации учителей, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования.
Апробация моделей организации (включая дистантные) и вариативных программ, учитывающих специфику потребности регионов. Повышение квалификации учителей, преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования.
Организация и проведение повышения квалификации и переподготовки педагогов основной школы.
Организация и проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.
Создание программ дополнительного профессионального педагогического образования.
Создание учебно-методических комплектов для курсов повышения квалификации работников образования в условиях модернизации общего образования, в том числе курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», для системы педагогического образования (для специалистов по математике, информатике и естественно-научным дисциплинам и для специалистов других образовательных областей).
Организация и проведение повышения квалификации учителей в области компьютерной грамотности.
Разработка учебно-методических комплектов для курсов «Нормативно-правовое обеспечение образования» (для различных категорий педагогических работников).
Создание учебно-методических комплектов для курса «Современные средства оценивания результатов обучения» и рекомендаций по их практическому применению (для различных категорий педагогических работников).
Апробация и корректировка современных средств оценки качества образования по специальностям и направлениям педагогического образования.
Разработка учебно-методических и наглядных пособий для подготовки педагогических кадров для работы в условиях малокомплектной сельской школы.
Разработка программ, учебников и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к решению задач воспитания на различных ступенях образования.
Разработка научных основ стандартизации в системе непрерывного педагогического образования и подготовка предложений по созданию государственных образовательных стандартов в области педагогического образования.
Разработка ГОС ВПО в области педагогического образования в соответствии с обновленным перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования (в части педагогического образования) с учетом преемственности уровней и ступеней педагогического образования.
Разработка государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отрасли 13.00.00 «Педагогические науки», примерных программ и учебных пособий по специальным дисциплинам.
Поставка в педагогические вузы и учебные заведения аппаратно-программных средств, учебного оборудования, учебников и учебных пособий в соответствии с требованиями к материально-техническому обеспечению учебного процесса по педагогическим направлениям и специальностям.
Комментарий
Анатолий Баранников, руководитель Департамента общего образования Министерства образования РФ:
– В последние годы Министерство образования РФ неоднократно обращалось к проблемам педагогического образования.
В 2000 году были приняты и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педобразования, примерные программы по дисциплинам федерального компонента стандарта, в 2001 году утверждены госстандарты среднего педагогического образования, продолжается работа по совершенствованию структуры многоуровневого образования бакалавров образования, расширен перечень профилей подготовки магистров и так далее. Происходят значительные изменения в системе общего образования, и среди них, конечно, нужно отметить подготовку нового образовательного стандарта. Предполагается введение – и уже есть программа, где расписаны сроки, – профильного обучения, идет эксперимент по ЕГЭ, по отработке нового содержания и структуры школьного образования. Все эти изменения не могут быть широко введены в практику без соответствующих педагогических кадров, способных обеспечить эту работу. Поэтому и была поставлена задача создания программы модернизации педагогического образования, основу которой, пожалуй, впервые составили прежде всего интересы потребителя – школы.
Мы получили отклики более чем из 50 регионов России, в программу были внесены существенные коррективы, предложенные ведущими педагогическими вузами. Особое внимание было уделено подготовке кадров для сельских и особенно малокомплектных школ, целевой подготовки учителей по договорам, укреплению материально-технической базы педвузов, обеспечению их компьютерной техникой, современным оборудованием, учебниками, организации студенческой практики на протяжении всего процесса обучения в вузах, обновлению перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Разработанная система мер по модернизации педагогического образования фактически дополняет программу развития системы непрерывного педобразования, которая была утверждена Минобразованием РФ на 2001-2010 годы. В этой программе поставлена главная задача: перейти от подготовки педагога в вузах и колледжах как единичного момента к системе непрерывного его образования на протяжении всей работы в образовательных учреждениях. Результатом программы модернизации педобразования должна стать обновленная система подготовки и переподготовки кадров, отвечающая требованиям, предъявляемым школой и обществом к преподавателям, учителям, работающим в системе общего образования.
Комментарии