search
main
0

Кадры решают все. Не повысив статус учителя, не повысить качество образования

Модернизация педагогического образования невозможна без качественной подготовки кадров. Эта проблема была всесторонне рассмотрена на одном из заседаний президиума Российской академии образования. Основным докладчиком стал академик РАО, член-корреспондент РАН, председатель Совета по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ, ректор Московского педагогического государственного университета Виктор МАТРОСОВ.

– В результате проведения административной реформы союз науки и образования закреплен в названии нового министерства. Но я разделяю мнение министра Андрея Александровича Фурсенко, который на первой встрече с президиумом Российского союза ректоров в Ярославле сказал, что в этом «заключены и большое благо, и определенная опасность». Теперь наша главная забота – сделать так, чтобы в едином министерстве не отошли на второй план проблемы школы, образования в целом. Одним из приоритетов политики должно стать развитие педагогического образования и науки.

Именно такая политика будет реально способствовать решению стратегической государственной задачи – построению общества и экономики, основанных на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации.

Все мы хорошо понимаем, что основы такого потенциала закладываются в школе. Школа осталась едва ли не единственным социальным институтом, уроки жизни в котором проходят все граждане страны. Сегодня все общество с особой надеждой обращается к тем направлениям науки, техники, экономики, которые могут обеспечить прорыв нашей страны к достижению нового качества жизни. Но надо при этом понимать, что у истоков этих инновационных направлений стоит школьный учитель, педагог. От масштаба его личности, фундаментальности его подготовки, нетривиальности мышления, умения вести молодых за собой зависит успех всех наших преобразований.

В годы перестройки отчетливо проявилось стремление вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, к объединению и координации в интересах всей системы образования. Одним из результатов этого процесса стало создание в 1996 году совета по педагогическому образованию, который восемь лет ведет конструктивный диалог с министерством. Итогом совместной работы стали две целевые программы, разработанные научно-педагогической общественностью при участии заказчиков в лице органов управления образованием и руководителей школ. Это Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы и Программа модернизации педагогического образования, принятая в апреле 2003 года. Благодаря настойчивости нашего совета в рамках Федеральной программы развития образования в 2003 году было выделено приоритетное направление «Развитие системы педагогического образования».

Российские педагогические вузы имеют сильную научную базу, успешно работающие аспирантуру и докторантуру, большой опыт экспериментальной деятельности, они в состоянии обеспечить качественную подготовку педагогов для школы ХХI века. Наше педагогическое образование – это уникальная, исторически сложившаяся система целевой подготовки педагогических кадров, равной которой по масштабам, содержанию, вариативности образовательных траекторий нет ни в одной стране мира. Это наше национальное достояние, которое необходимо всемерно развивать и укреплять. Педагогическое образование – единственная отрасль нашего министерства, которая работает на кадровое обеспечение непосредственно самой системы образования, причем всех ее уровней и ступеней: дошкольного, начального, общего среднего, специального (дефектологического), среднего и высшего профессионального, послевузовского, дополнительного образования детей и взрослых. При этом особо надо выделить задачу кадрового обеспечения сельских школ, которые в нашей стране составляют примерно 60% всех образовательных учреждений.

Задача современного этапа развития педобразования состоит в том, чтобы провести качественные изменения, обеспечивающие готовность выпускников к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования.

С учетом введения Базисного учебного плана школы и перспектив профильного обучения мы подготовили предложения по корректировке действующего нормативного документа – Перечня педагогических специальностей и направлений. В ходе этой работы был проведен опрос регионов, представлено обоснование введения специальностей «Экономика», «Экология», «Обществознание» (все они соответствуют предметам Базисного учебного плана средней школы). Одновременно разработаны проекты программ дополнительного образования в области андрогогики, педагогики дополнительного образования, менеджмента в образовании и ряд других.

Проблема стандартизации и обновления содержания образования с учетом развития науки и потребностей практики постоянно находится в центре нашего внимания. Как известно, в 2000 году были утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по всем педагогическим направлениям и специальностям. Они стали шагом вперед по сравнению со стандартами первого поколения, дали вузам возможность использовать разные образовательные траектории для подготовки педагогов. За прошедшие 4 года накоплен определенный опыт учебной деятельности вузов по стандартам второго поколения, обобщены как положительные отзывы, так и обоснованная критика. Здесь трудно переоценить роль ученых РАО и РАН в разработке научно обоснованных механизмов отбора содержания среднего и профессионального образования.

Важнейшее направление работы – обновление содержания и форм организации педагогической практики студентов. Известно, что в нашей стране накоплен серьезный опыт в этой сфере, за последние годы многое, к сожалению, было утрачено (например, в организации так называемой непрерывной практики с первого по пятый курс). Регионы предлагают разные модели, которые требуют тщательного изучения и апробации. Интересный опыт организации интенсивной годичной практики есть в Москве. Он должен быть всесторонне проанализирован, а лучшее из этого опыта – стать достоянием всей страны. Наша задача – предложить оптимальные модели практики, ее обновленное содержание, а также проработать организационные и экономические механизмы.

Актуальна проблема учебно-методического обеспечения подготовки педагогов нового поколения. За последние годы издано большое количество учебной литературы по психолого-педагогическим дисциплинам. Но далеко не все пособия имеют необходимое для современной школы качество. В 2003 году был проведен анализ учебно-методической литературы, используемой вузами разных регионов. В общей сложности экспертизу прошли 92 издания. По ее результатам подготовлен проект аннотированного федерального перечня изданий, рекомендованных к использованию в педвузах, а также рекомендации по созданию нового поколения учебной литературы.

Сдерживающим фактором стала недостаточная осведомленность преподавателей вузов и школьных учителей о ходе модернизации общего среднего образования. Для решения этой проблемы в федеральных округах на базе педвузов, выигравших конкурс ФПРО, созданы центры повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Продолжается создание ресурсных центров дистанционного образования в регионах, что позволит обеспечить повышение квалификации и переподготовку учителей.

Большое значение мы придаем работе, направленной на информационно-методическую поддержку педагогического образования. Выпускники должны быть готовы к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Внедрение новых образовательных технологий существенно меняет структуру школьного урока и занятий в вузе и колледже. Использование компьютера, проектных и других активных методов обучения диктует новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса, самостоятельной работы, новые подходы к созданию учебной литературы. Это значит, что предстоит внести серьезные коррективы в методическую подготовку педагогов.

Это неполный перечень того, что нам удалось сделать за довольно короткий срок. Закладывается хорошая основа для обеспечения качественного прорыва в педагогическом образовании.

Но проблемы остаются. Продолжается дискуссия по поводу содержания общего среднего образования, профильного обучения, единого государственного экзамена и так далее… В принципе дискуссия – явление положительное, в спорах рождается истина. Однако недостаточная теоретическая проработка концептуальных вопросов приводит к тому, что мы вынуждены проводить модернизацию, по сути дела, самостоятельно определяя самим себе социальный заказ.

Вряд ли можно ожидать серьезного улучшения качества подготовки учителей без укрепления материально-технической базы педагогического образования. Надо признать, что некоторые педвузы оснащены хуже, чем школы и гимназии, для которых они готовят кадры. В 2003 году в этом направлении были предприняты определенные шаги, но их явно недостаточно. В плачевном состоянии находится лабораторная база. Требует значительных средств содержание общежитий, ведь большинство студентов педагогических вузов (за исключением столичных) – сельские жители. Всех нас тревожит старение педагогического корпуса, недостаточный приток молодых учителей в школу, текучесть кадров. Необходимо отдавать себе отчет: ситуация изменится лишь в том случае, если будут приняты эффективные меры, направленные на повышение социального статуса педагога, и в первую очередь на увеличение его заработной платы и социальной защищенности. Причем решать эту проблему должы не только регионы. Человек, выполняющий важнейшую государственную задачу обучения и воспитания подрастающего поколения россиян, заслуживает заботы государства. Такая забота должна быть приоритетом его экономической и социальной политики.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте