В документе «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» образование рассматривается как составная часть инновационной системы, выполняющая функции подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Подготовка кадров для инновационной сферы входит в перечень основных комплексов мероприятий «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», а центры подготовки кадров для инновационной деятельности рассматриваются как важнейший элемент инфраструктуры национальной инновационной системы. Закономерно, что вопросы кадрового обеспечения инновационной экономики служат предметом пристального внимания в регионе. Системе образования отводится ведущая роль в кадровом обеспечении инновационного развития.
Связанные одной сетью
В Московской области действует Межведомственная комиссия по обеспечению реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы и механизмов взаимодействия в инновационном процессе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Одним из решений комиссии стало создание сети научно-образовательных центров кадровой поддержки инновационной деятельности на базе учреждений высшего профессионального образования.
Приказом Министерства образования Московской области №1004 от 14 июня 2006 года была создана сеть центров кадровой поддержки инновационной деятельности в Московской области и Координационный центр кадровой поддержки на базе Академии социального управления. На сегодняшний день в сеть входят 12 центров на базе учреждений высшего профессионального образования (Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Академия социального управления, Московский государственный областной университет, Московский государственный университет леса, Королевский институт управления, экономики и социологии).
В указанных вузах реализуется широкий спектр программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности.
Так, университет «Дубна» в рамках постановления правительства Московской области №183/13 от 5 апреля 2004 года «Об утверждении первоочередных мероприятий по реализации на территории Московской области пилотного проекта по практической отработке элементов национальной инновационной системы реализует программу целевой подготовки специалистов для нужд Российского центра программирования. Для этого Министерством образования Московской области в 2006 и 2007 годах выделялось дополнительно по 100 бюджетных мест, в том числе 50 для приема бакалавров из других вузов. Заключено соглашение с 9 университетами России о совместной подготовке специалистов для РЦП, в соглашении участвуют также Объединенный институт ядерных исследований и администрация Дубны.
Университет участвует в создании особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Дубне. Подписано соглашение с дирекцией строительства экономической зоны. Открыты новая специальность «Экономика и управление на предприятиях науки и научного обслуживания» (специализация «Управление проектами») и специализация «Инновационный менеджмент». В 2007 году 13 студентов, изучающих новую специальность, показали дирекции строительства на практике то, что им удалось освоить в учебных аудиториях.
Целевая подготовка специалистов осуществляется на кафедрах, созданных совместно с машиностроительным конструкторским бюро «Радуга», по специальности «энергия и окружающая среда», Объединенным институтом ядерных исследований – «теоретической физики», «ядерной физики», «биофизики», на которых ведется подготовка дипломированных специалистов по специальности «Радиационная безопасность человека и окружающей среды». В секреты «распределенных информационных вычислительных систем» посвящают в университете совместно с научно-исследовательским институтом «Атолл» и компанией Тюменьгеофизика, создав кафедру общей и прикладной геофизики, с Федеральной целевой научно-технической программой «Союз» – «новых материалов и технологий». Заключены соглашения с рядом компаний, разрабатывающих программные продукты о целевой подготовке специалистов с учетом требований будущих работодателей.
Модель сетевого взаимодействия центров кадровой поддержки инновационной деятельности была представлена на Международном конгрессе-выставке «Global Education – Образование без границ», Образовательном форуме в рамках всеобластной выставки «Подмосковье-2007».
Активная личность – личность будущего
В 2006 году в Подмосковье стартовала новая областная целевая программа «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы». Одной из приоритетных задач программы рассматривается «Создание условий для инновационного развития образования и включенности образования в национальную инновационную систему».
Программой предусмотрены разработка моделей непрерывного профессионального образования в Московской области, создание интегрированных учреждений профессионального образования, реализующих образовательные программы различных уровней образования, областных ресурсных центров по работе с одаренными детьми, подготовка к появлению бизнес-инкубаторов, развитие научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся учреждений общего, начального и среднего профессионального образования с использованием потенциала учреждений науки и промышленных предприятий.
Таким образом, предполагается создание условий для формирования человеческого капитала для инновационной экономики буквально начиная с уровня общего образования, ориентируемого на подготовку инновационно-активной личности, интеллектуальных лидеров.
Реализация потенциала образования в развитии региональной инновационной системы предполагает модернизацию системы профессионального образования. В своем выступлении на заседании Совета по науке, технологиям и образованию Президент РФ Владимир Путин отметил, что для успешного развития современной высокотехнологичной экономики необходимо также осуществить соответствующие изменения в системе образования: «Программы и методы подготовки, состояние материальной базы учебных заведений должны в полной мере соответствовать требованиям инновационной экономики и перспективам ее развития. И это огромное поле для совместной работы государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества».
Поэтому развитие системы кадровой поддержки инновационной деятельности программы осуществляется в тесной связи с мерами по развитию системы непрерывного профессионального образования. Принципиальная позиция Министерства образования Московской области заключается в ориентации на развитие системы именно непрерывного профессионального образования, а не изолированных мер по развитию высшего, среднего и начального профессионального образования.
Кадровые потребности инновационной экономики разнообразны и включают не только специалистов по нанотехнологиям, программистов или, например, менеджеров инноваций, но и высококвалифицированных специалистов для инновационной промышленности. Поэтому особое внимание уделяется оптимизации системы начального и среднего профессионального образования.
Решением коллегии Министерства образования Московской области принята концепция развития начального и среднего профессионального образования Московской области на период до 2010 года.
Цель концепции – подготовка и реализация программ и проектов, обеспечивающих достижение нового качества деятельности «НПО и СПО Московской области», становление ее как экономически привлекательной и социально эффективной.
Значительные инвестиции в материальную базу учреждений начального и среднего профессионального образования, модернизация системы методического обеспечения их деятельности, стимулирование социального партнерства приносят свои плоды.
Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке
В прошлом году учреждения среднего и начального профессионального образования Московской области приняли участие в конкурсе в рамках нового направления нацпроекта по государственной поддержке подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В числе победителей (45 учреждений СПО и 31 учреждение НПО, расположенные в 40 субъектах Российской Федерации) – четыре областных образовательных учреждения: Истринский педагогический колледж, Московский областной государственный колледж из Раменского, профессиональное училище №72 Королева, профессиональный лицей №95 Дубны, а также федеральное образовательное учреждение, расположенное в Подмосковье, – Красногорский оптико-электронный колледж. Конкурсный отбор проводился с целью оказания учебным заведениям государственной поддержки посредством предоставления им субсидий из федерального бюджета в объеме от 20 до 30 миллионов рублей на реализацию их инновационных образовательных программ. По количеству образовательных учреждений, ставших победителями данного конкурса национального проекта, Московская область заняла второе место в России.
Подмосковные вузы и конкретные специалисты участвуют в реализации приоритетных инновационных проектов в сотрудничестве с институтами РАН и ведущими федеральными центрами. Так, преподаватель Коломенского государственного педагогического института доктор физико-математических наук Андрей Богуславский принимал участие в разработке программ стыковки спутников с международной космической станцией и создании контроля качества порошков для нанотехнологий. Декан технологического факультета института профессор Александр Трушков и заведующий кафедрой машиноведения профессор Николай Кириленко в 2007 году стали лауреатами национальной экологической премии «Экомир», получив ее за «Разработку и внедрение комплекса эффективных методов и средств управления экологической безопасностью процессов струйного истечения в оборонной технике и конверсионных технологиях», по номинации «Экологическая наука и технологии».
Объединенный институт ядерных исследований и университет «Дубна» подписали соглашение о создании на территории Объединенного института ядерных исследований научно-образовательного комплекса по прикладной и фундаментальной физике с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для развития особой экономической зоны, а также для выполнения совместных разработок и исследований.
Реализация программы кадровой поддержки инновационной деятельности предполагает развитие социального партнерства с предприятиями высокотехнологичных отраслей. Так, Королевский институт управления, экономики и социологии взаимодействует с ведущими предприятиями ракетно-космической отрасли наукограда Королев (ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени Сергея Королева, Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). При отборе отмеченных выше учреждений НПО и СПО одним из важнейших факторов победы стало софинансирование их образовательных программ за счет средств работодателей.
Дальнейшие перспективы связываются с внедрением механизмов определения потребностей производств в объемах подготовки кадров по востребованным специальностям, а также механизмов участия работодателей в определении содержания образовательных программ кадров и контроле качества подготовки.
Сергей КОСАРЕЦКИЙ, руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления
Комментарии