search
main
0

Кадры для реформы . Перемены начинаются с программ переподготовки

«Что с нами будет? Сегодня много говорят о переменах в сфере образования, а как и что нужно сделать в конкретной школе – никто не научит», – жалуются наши читатели. Как же предполагается обучать тех, кто будет «двигать» реформу в учреждения образования? Об этом мы попросили рассказать Татьяну ТРОФИМОВУ, одного из разработчиков проекта «Реформа системы образования» Национального фонда подготовки кадров.

– Будет ли переход к реформе постепенным, как с ЕГЭ?

– Это не от нас зависит. Но мы используем все возможности для того, чтобы вовлечь в работу по-новому максимальное количество регионов. На федеральном уровне разрабатываются общие программы переподготовки, обучаются сами обучающие. На региональном – в широком масштабе идет переподготовка администраторов, бухгалтеров, работников системы НПО.

Апробация результатов будет проводиться в регионах. Для этого существует программа «Грант». Это безвозвратное финансирование, это четко отслеживаемое, контролируемое участие в проектах.

Директор – это не лучший из педагогов

– Что более всего необходимо для перемен?

– Все направления реформы пронизывает одна проблема – кадровая. Чтобы ее решить, мы действовали по нескольким направлениям. Были подготовлены краткосрочные программы – на 36 часов – по повышению квалификации руководителей учреждений образования и органов управления образованием. Они изучали то, что сегодня наиболее актуально для модернизации системы. Это нормативно-бюджетное финансирование, реструктуризация, мониторинг, управление, право. Потом мы поняли, что краткосрочные программы действуют только в тех регионах, где уже была проведена предварительная работа. Чтобы работать в областях, которые только подумывают о комплексных преобразованиях, этого недостаточно.

Поэтому еще одной задачей стала разработка большой модульной программы, прежде всего для директоров школ. Это наиболее массовая аудитория, которая нуждается в управленческой переподготовке. У директора появляются новые задачи, связанные с финансовым и кадровым менеджментом, выбором стратегии развития своей организации, налаживанием системы обратной связи. Он должен уметь оценивать результат своих управленческих решений, чтобы затем корректировать их, и для этого нужно организовать систему мониторинга процессов, которые происходят в школе.

Четырехуровневая программа переподготовки директоров школ включает в себя 9 книг по всем направлениям. Есть также рабочая тетрадь с упражнениями по каждой теме. Директор учится разрабатывать финансовый план, стратегию развития, готовить пакет нормативных документов, связанных с общественным управлением, созданием попечительских советов.

Еще есть методические рекомендации для преподавателей-тьюторов – тех, кто будет обучать практиков из системы образования, педагогов, понимающих, что закладывалось в основу модульной программы, какие инновации за ней стоят.

– А есть ли что-либо новенькое для учителей?

– Мы не занимаемся методикой обучения в школе, методикой образовательного процесса. Наша задача – организационно-экономический аспект функционирования системы общего образования и НПО. Это проект для системы образования в целом.

Если директор получает автономию, то он должен уметь планировать деятельность своего учебного заведения, понимать его перспективу, стратегию развития персонала под поставленные задачи. И уже через директора мы выходим на рекомендации, как строить работу с педагогами, как повышать их квалификацию. Мы пытаемся показать школьному руководителю, что ничего изолированного в деятельности организации быть не должно. Если заявлена некая задача, то для ее решения нужно просмотреть все стороны функционирования организации. То есть имеются ли кадры, материальные и финансовые ресурсы, а также организационные возможности, которые позволят достигнуть цели?

В первую очередь мы рассматриваем директора не как лучшего из педагогов, а как менеджера организации, который ориентируется на потребителя. Важно, чтобы он понял, кто потребитель, кто основные заказчики, как переводится заказ потребителей и их интересы в организацию деятельности учебного заведения, как нужно поменять эту деятельность, чтобы наилучшим способом отвечать на потребности заказчиков.

Так строится модульная программа, и мы планируем на ее основе в ближайшее время начать готовить преподавателей-тьюторов. И следующий шаг – это переподготовка с использованием этих кадровых сил. То есть обучение целевых групп: директоров, руководителей муниципального и регионального уровней.

– Получается, что все зависит от финансов: кто из регионов согласится и сколько выделит денег?

– У нас есть деньги, чтобы поддержать широкомасштабную подготовку. Но это все равно ограниченные средства, мы не можем охватить все регионы. Однако мы готовы представить Минобрнауки или в систему переподготовки кадров все наши наработки.

Акцент на НПО

– А чем вы можете помочь руководителям профучилищ?

– Мы разработали пакет программ для руководителей учреждений начального профессионального образования. В связи с переводом этих учреждений на региональный уровень также нужны и обученные администраторы, и руководители региональных органов профобразования. Здесь дополнительно возникают вопросы, связанные с развитием социального партнерства, возможностью более гибко реагировать на потребности рынка труда и оптимизировать набор специальностей и профессий, которым обучается молодежь.

По одной группе программ ведется переподготовка администраторов регионального уровня, ведь у них новые задачи по профессиональному образованию в регионе, и они должны сформулировать стратегию развития этой системы. Вторая группа программ связана с подготовкой руководителей ресурсных центров начального профессионального образования – особого вида учреждений НПО.

По идее ресурсные центры должны стать опорными точками всей системы начального профессионального образования в регионе. У ресурсного центра еще и функция методического руководства этой подсистемой, и функция, связанная с мониторингом рынка труда и профориентацией. Здесь разрабатываются учебные материалы с учетом новых требований работодателей и распространяются по однопрофильным учебным заведениям. В ресурсном центре готовятся программы подготовки и переподготовки разных категорий не только молодежи, но и работающих людей, которые нуждаются в повышении квалификации, и безработных.

Во всех регионах до 2014 года ожидается демографический спад и значительное сокращение количества учащихся в системе начального профессионального образования. Важной задачей учреждений НПО становится привлечение учащихся. Этого можно достичь, повысив качество обучения, престижность специальностей и обеспечив занятость выпускников.

Руководители ресурсного центра получают знания по разработке стратегии и бизнес-плана, а также маркетингу, финансовому обеспечению.

Третья категория программ – для учебных заведений начального профобразования, которые оказываются в рамках сетевого взаимодействия ресурсного центра. Здесь должна быть координация в программах подготовки и методах обучения, чтобы учащиеся смогли проходить практику на базе ресурсного центра. Для этого необходимы методическая помощь, повышение квалификации преподавателей. Готова программа для руководителей учреждений профессионального образования, которые должны понимать, что менять в деятельности учебного заведения с ориентацией на взаимодействие с ресурсным центром.

– То есть все программы рассчитаны на руководителей?

– Нет, не только. Например, чтобы перейти на нормативное финансирование, нужно переучить бухгалтеров, так как они пока не готовы работать в этой системе. Причем несмотря на то, что необходимых документов федерального уровня практически нет, во многих регионах уже переходят на нормативное финансирование.

Существует программа переподготовки для работников ресурсных центров системы НПО, а также мастеров по новым технологиям, связанным с проектным методом в обучении. Ведь технологии обучения тоже должны претерпеть изменения, чтобы более эффективно использовались возможности нового оборудования.

Хотите перемен? Получите деньги

– С чего регионы могут начать перемены в сфере образования?

– В рамках программы «Грант» им предлагается добровольно ознакомиться с существующими разработками, выделить деньги на то, чтобы поехать в Москву, Самарскую область, Чувашию, посмотреть, как там идут преобразования. А именно: как работает система, что такое ресурсные центры, какие нормативные документы принимаются. И на базе этого предложить реструктуризацию своей образовательной системы или ее части. Вот грант по нормативному финансированию получила Кировская область. Кировчане побывали в Чувашии, посмотрели, как работает на селе социокультурный комплекс, как реализуется программа реструктуризации школы, и остались очень довольны.

Желающие принять участие в программе могут получить грант, провести исследования у себя в регионе и обнародовать результаты.

– То есть они могут участвовать не во всех направлениях реформы, а выбирать только отдельные направления?

– На самом деле они могут подать заявку на все пять направлений, но такое редко бывает. Регион может получить не более одного гранта по каждому из направлений. Сейчас, например, Мордовия готовит 5 заявок, Ханты-Мансийск – 4. Всего предполагается выделить примерно 50 грантов на 2,8 миллиона долларов. Грант дается организации, например Алтайскому госпедуниверситету, но все идет под патронажем министерства образования региона.

Если говорить о переходе на нормативно-бюджетное финансирование, то эксперимент затронет какое-то определенное количество школ, не обязательно весь регион и в зависимости от суммы гранта. Например, Тамбовская область не собирается вводить такое финансирование во всех школах.

Региону, который намеревается что-либо менять, мы можем предоставить рекомендации, экспертное и консультационное сопровождение. В грантовых регионах создается команда, которая разрабатывает тот или иной вопрос. В ее составе эксперты, ученые, представители исследовательских структур, а также работники из органов управления образованием. Мы прекрасно понимаем, что без их участия на уровне региона какие-то проекты ни разработать, ни продвинуть невозможно.

Когда регионы определятся с тем, какие изменения они будут проводить, тогда появится необходимость в переподготовке кадров.

– В следующем году проект заканчивается. И что дальше?

– В конце этого года пройдут конференции, которые приурочены к завершению федерального проекта. Остается распространить наработанное в регионах. Вот руководители сферы образования из Тверской области приехали на семинар по реструктуризации и сказали, что готовы за собственные средства разработать свою программу реструктуризации. Мы рекомендовали им экспертов. Надеемся, что Минобрнауки также сможет оказать содействие регионам. Но все же многое зависит от инициативы и возможностей местных руководителей системы образования и их заинтересованности в том, чтобы что-то менять.

NB!

«Школа для менеджера» – так называется наша новая рубрика. Здесь будет все, что необходимо уже сегодня управленцам, прежде всего регионального и муниципального уровня. Читайте следующий выпуск 27 сентября 2005 г.

Основные направления проекта «Реформа системы образования»

После введения нормативного подушевого финансирования естественным шагом становится реструктуризация сети образовательных учреждений. Происходит укрупнение учреждений образования, создаются новые модели и типы школ (базовые школы на селе, сельские социокультурные комплексы, школы различных ступеней обучения в городах).

Меняется система управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Она становится более открытой, отвечающей потребностям разных слоев населения.

Развивается система мониторинга и статистики системы образования. Начинают действовать программы повышения квалификации работников системы управления образованием, проводятся конференции и семинары.

Введение нормативного подушевого финансирования в учреждениях начального профессионального образования (НПО) также приводит к изменению сети учреждений НПО и к переменам в работе профессиональных училищ.

Для распространения результатов проекта «Реформа системы образования» реализуется грантовая программа.

В итоге реализации проекта «Реформа системы образования» будут:

разработаны и апробированы новые модели управления школой, разнообразными образовательными центрами, включая ресурсные центры профессионального образования и сети образовательных учреждений;

разработаны и внедрены необходимые нормативно-правовые документы;

определены пути совершенствования всей системы повышения квалификации работников общего образования;

усовершенствована материально-техническая база системы образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте