Цель урока физической культуры в 8 классе на тему «Атлетизм и его основы» – расширять и углублять знания об особенностях человеческого организма, в данном случае мышцах, и о способах их развития с помощью самостоятельно составленного комплекса упражнений для занятий в тренажерном зале.
Повторить изученное ранее по данной теме, пополнить свои знания, усвоить особенности развития мышц. : Ребята, теперь представьте себе, что вы работаете в фитнесс-центре инструкторами в тренажерном зале. К вам приходят посетители с различными проблемами и просят им помочь. каждой группы – защитить свои наработки; цель экспертов – определить степень полноты и научности разработок. : Что вы узнали нового? Составьте комплекс упражнений из 20 упражнений, по два упражнения на развитие каждой мышцы. , учитель физической культуры средней школы № 16 с углубленным изучением отдельных предметов имени Н.Ф. Семизорова города Тольятти Самарской области, победитель Всероссийского конкурса « года России-2011»
Задачи:
1) углублять и расширять учащихся знания о мышцах человека;
2) развивать стремление к здоровому образу жизни, вырабатывать умение сотрудничать в группе;
3) воспитывать культуру здоровья и стремление к эстетической красоте тела человека.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку. Сообщение темы.
Изучение нового материала.
Сообщение с элементами беседы.
Задачи: Повторить изученное ранее по данной теме, пополнить свои знания, усвоить особенности развития мышц.
Учитель: Атлетизм – это система упражнений с отягощениями: штангой, гантелями, амортизаторами, блочными устройствами.
Атлетическая гимнастика – одно из наиболее эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Одна из главных задач в атлетической гимнастике – совершенствование своей фигуры, развитие мускулатуры.
Какой процент массы тела составляют мышцы? Примерно 35-40 % веса человеческого тела. Атлетическая тренировка изменяет соотношения в сторону увеличения веса мускулатуры до 50% и более. Знание функций и местоположения отдельных мышечных групп дает атлету большую свободу в подборе упражнений и тренировочных схем, исходя из своих индивидуальных особенностей.
Дельтовидная мышца. Она покрывает плечевой сустав. Состоит из трех пучков: переднего, среднего и заднего. Каждый пучок двигает руку в сторону, одноименную своему названию.
В атлетизме увеличение ширины плеч происходит в основном за счет дельтовидных мышц, которые в хорошо развитом виде имеют шарообразные очертания.
Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Как вы думаете, где находится бицепс? Правильно! Он расположен на передней поверхности руки, выше локтя. (Сгибает руку в локтевом суставе). Выйдите два парня, продемонстрируйте свой бицепс. Как вы думаете, у кого бицепс развит сильнее?
Трехглавая мышца плеча или трицепс. Это мышца – антагонист бицепса. Покажите, где она находится. Молодцы! Он расположен на задней поверхности плеча. Разгибает руку в локтевом суставе. В хорошо развитом виде имеет подковообразную форму.
Сгибатели и разгибатели пальцев. Из них состоит мышечная масса предплечья. Мышцы на внутренней стороне предплечья сгибают пальцы и кисть, а на наружной – разгибают.
Большая грудная мышца. Один из важнейших компонентов атлетического развития. Как вы думаете, где она находится? Молодцы! Расположена на передней поверхности грудной клетки. Приводит руку к туловищу и вращает ее внутрь.
Передняя зубчатая. Находится на боковой поверхности грудной клетки. Вращает лопатку и отводит ее от позвоночного столба.
Межреберные мышцы. Находятся на ребрах и между ними. Участвуют в акте дыхания.
Трапециевидная мышца. Находится на задней поверхности шеи и грудной клетки. Поднимает и опускает лопатки, приводит их к позвоночному столбу, тянет голову назад и наклоняет голову в стороны.
Широчайшая мышца спины. Находится на задней поверхности грудной клетки. Приводит плечо к туловищу, вращает руку внутрь, тянет ее назад. Эти мышцы придают торсу конусообразную форму.
Выйдите два человека, повернитесь спиной. Ребята, у кого из них лучше развита широчайшая мышца спины?
Длинные мышцы спины. Расположены вдоль позвоночного столба. Разгибают, вращают и наклоняют туловище в стороны. Даже достигнув весьма значительного развития, эти мышцы не кажутся чересчур громоздкими и массивными.
Физкультурная пауза. Зарядка для глаз (см. Приложение).
Закрепление новой темы. Работа в группах.
Цель: применить полученные на уроке знания на практике.
Учитель: Ребята, теперь представьте себе, что вы работаете в фитнесс-центре инструкторами в тренажерном зале. К вам приходят посетители с различными проблемами и просят им помочь.
Задание первой группе: «У меня слабо развита мускулатура рук. Подберите мне упражнения для развития двуглавой и трехглавой мышц плеча».
Задание второй группе: «У меня слабо развита дельтовидная мышца и большая грудная. Подберите мне упражнения для их развития».
Задание третьей группе: «У меня слабо развита мускулатура широчайшей мышцы спины и длинной мышцы спины. Подберите мне комплекс упражнений».
Цель каждой группы – защитить свои наработки; цель экспертов – определить степень полноты и научности разработок.
Экспертная оценка групповых работ.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Учитель: Что вы узнали нового? Составьте комплекс упражнений из 20 упражнений, по два упражнения на развитие каждой мышцы.
Приложение. Зарядка для глаз
Круговые движения. Сделайте круговые движения открытыми глазами: сначала по часовой стрелке, затем – против.
Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево, и по вертикали: вверх-вниз.
Моргание. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза.
Диагонали. Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий повторите в правую сторону.
«Темное расслабление». Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
Моргания. Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.
«Косые глаза». Сведите глаза к носу. Для выполнения этого упражнения к переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него – тогда глаза легко «соединятся».
«Близко-далеко, или работа глаз на расстоянии». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева, растущего за окном, или небольшая бумажная точка, наклеенная на стекло на уровне глаз. Затем над выбранной точкой проведите воображаемую прямую линию, уходящую вдаль, и направьте свой взгляд далеко вперед, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Алексей Осипов, учитель физической культуры средней школы № 16 с углубленным изучением отдельных предметов имени Н.Ф. Семизорова города Тольятти Самарской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»
Во вложенном файле – презентация к занятию.
Фото Оксаны Родионовой
Комментарии