Для Департамента образования вопрос о формировании кадрового резерва педагогов и управленцев нынче весьма актуален.
Маргарита РУСЕЦКАЯ, заместитель руководителя Департамента образования:- В последние месяцы 2012 года мы много внимания уделяли молодым педагогам и ученым. В центре нашей деятельности было развитие кадрового потенциала и формирование кадрового резерва. Это было не случайно и связано с тем, что во исполнение указов Президента РФ и для решения задач профессионального роста мы должны заботиться о кадровом росте молодежи, который может быть не только по вертикали. Для педагога очень важно, а иногда важнее всего, попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности. Известна давняя дискуссия о том, кто он, педагог, художник, творец или ученый. Считая, что горизонтальная карьера как вариант профессионального развития может быть связана с тем, что педагог находит в себе способности и склонности к исследовательской деятельности либо к организаторской, тьюторской, наставнической, мы стараемся создать условия, для того чтобы педагоги поняли свое предназначение, нашли в себе такие интересы, развили их, превратили в реальные дела, повысили качество своей педагогической деятельности. Наша задача – создать для этого именно такие необходимые условия. Говоря об исследовательской жилке педагогов, мы имеем в виду тех ученых-педагогов, которые занимаются наукой, научным поиском, профессионально занимаются различными исследованиями. По нашей статистике, редкое образовательное учреждение Москвы не имеет в своем штате педагога с ученой степенью кандидата наук или даже доктора наук, в некоторых крупных комплексах их количество доходит даже до 10, поэтому это серьезный и мощный ресурс для развития столичной системы образования. Но, как известно, крупные ученые начинаются с молодых ученых, с аспирантов и даже со студентов, которые включаются в научный поиск, одно из направлений, которые в этом году реализует Департамент образования, связано с поддержкой молодежных инициатив – и социальных, и научно-исследовательских. Это нужно, для того чтобы направить энергию молодых на повышение качества образования. За последнее время сформированы и стартовали несколько проектов, некоторые из них уже успешно финишировали. Один из проектов – это гранты молодым ученым наших вузов, научно-исследовательских институтов, эти гранты в соответствии с приказом Департамента образования выдавали за научные исследования, имеющие практическое значение для системы образования и потенциал для реального внедрения. Другой проект – проект, победивший в конкурсе «Моя инициатива в действии».Помимо научных проектов у нас сегодня есть целая система различных мероприятий по организации работы с молодыми учеными. Одна из них связана с научно-техническим творчеством, и ее результаты ежегодно представляют на ВВЦ. Можно сказать, что Департамент образования среди своих подведомственных учреждений ежегодно имеет очень неплохие результаты: только за последний год работы молодых ученых МГППУ получили премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи за разработки для применения их в образовательных учреждениях в работе с разным контингентом детей. Я думаю, это хороший показатель того, что те условия, которые мы создаем для работы молодых ученых, эффективны.Есть у нас и не научно-исследовательские проекты, а социально значимые, социально активные, которые очень важны в воспитательной работе, в работе с молодежью, например конкурс «Моя инициатива в действии». Примеры волонтерских проектов, которые были представлены в рамках этого конкурса, были интересны. Департамент образования сотрудничает с вузами Москвы, в нашей государственной программе «Столичное образование» предусмотрено такое сотрудничество, как вариант привлечения вузовского потенциала для решения социально значимых проблем, стоящих перед Москвой. Почти 70 вузов столицы сегодня вместе с Департаментом образования, вместе с его подведомственными образовательными учреждениями реализуют самые разные программы. Студенты этих вузов нынче включены и в волонтерские проекты, питомцы многих высших учебных заведений работают с нашими школьниками – это и просветительские мероприятия, и профориентационная работа. Все это абсолютно бесплатно для учащихся и для школ, включиться в эти акции может любое образовательное учреждение. Уже сейчас, к концу года, многие проекты завершаются, и мы чувствуем очень системный синергетический результат такого сотрудничества, потому что студенты обеспечивают ту коммуникацию со школьниками, которая необходима при взаимодействии молодежи. Студенты и учащиеся говорят на одном языке, и мы считаем, что включение студентов вузов в работу со школьниками, во всякие формы взаимодействия (по пропаганде здорового образа жизни, по формированию интереса к тем или иным видам досуговой деятельности, по популяризации каких-то форм дополнительного образования) очень важно. Кроме волонтерских проектов, которые поддержаны Департаментом образования и которые реализуют в Москве, есть проект, который движется к финалу, – это проект «Москва – город грамотных людей». Он был предложен в рамках городского профессионального конкурса «Педагог года Москвы-2012» учителем русского языка и литературы Витой Кириченко, которая стала не только победителем этого конкурса, но и учителем года России-2012. Ее проект как раз был связан с акцией по устранению на социальных объектах столицы объявлений, надписей, этикеток, содержащих орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки, и привлечением внимания москвичей, формированием общественного мнения по отношению к этим фактам нарушения норм русского языка. Силами волонтерских отрядов гуманитарного университета имени М.А.Шолохова под научным руководством Виты Кириченко этот проект в Москве стартовал, был создан специализированный портал, где размещается информация о фактах нарушений, по условиям проекта нужно сфотографировать текст, содержащий ошибки, описать, где он был найден и когда. Сейчас в проекте участвуют около 100 активных москвичей из этого вуза. В конце ноября мы подвели итоги работы – уже сейчас видно, насколько небезразлично нашим студентам-волонтерам то, какие надписи вывешивают в нашем городе. Вообще студенческих инициатив очень много, и мы могли убедиться в этом, подводя итоги конкурса «Моя инициатива в действии». Мы надеемся, что все проекты, которые были представлены на конкурсе, зазвучат на уровне всего города и станут для него не просто интересными, но и очень полезными, реально ощутимыми для москвичей, для решения задач развития Москвы.
Комментарии