Может ли сама по себе система НПО готовить специалистов, нужных рыночной экономике? Может. Но ее работа будет во много раз эффективней, если подготовка этих специалистов пойдет в условиях постоянного социального диалога с работодателями, общественными организациями и органами по труду и занятости.
Сегодня уже существуют разные формы социального партнерства. Это трехсторонние соглашения между администрациями, объединениями профсоюзов, работодателями; постановления, распоряжения глав администраций, правительств в регионах; положения о попечительских советах при образовательных учреждениях; договорные отношения о сотрудничестве и совместной деятельности между учреждениями начального профобразования, предприятиями, организациями различных форм собственности и, конечно, работодателями.
В некоторых субъектах Российской Федерации вопросы деятельности системы НПО включаются в тарифные соглашения между администрациями регионов и региональными комитетами профсоюзов, при их поддержке в учреждениях НПО возрождаются профсоюзные организации учащихся. Практически создается “треугольник” социального партнерства: государство – работодатель – профсоюз. Одним из удачных примеров зарождающегося партнерства системы профобразования с профсоюзами становится тарифное соглашение.
Для повышения качества подготовки кадров в регионе и приведения ее структуры в соответствие с потребностями экономики необходимы:
Ц переход на регионально-отраслевой принцип подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профобразования всех уровней;
Ц внедрение механизмов регионального образовательного маркетинга;
Ц учет в деятельности профессиональных учебных заведений изменений спроса на рынке труда;
Ц обеспечение органов образования и учебных заведений оперативной и прогнозной информацией о состоянии, текущем и ожидаемом спросе на кадры различной категории;
Ц развитие системы профориентации и психологической поддержки учащейся молодежи и населения, в том числе на основе соответствующих целевых программ;
Ц реализация региональных программ содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профобразования;
Ц обеспечение дальнейшего развития партнерских отношений региональных (территориальных) органов управления образованием с органами по труду и занятости, другими социальными партнерами, заинтересованными в создании благоприятных условий для формирования и совершенствования кадрового потенциала.
Прогноз развития регионального рынка труда – основа для определения необходимых объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования и формирования рынка профессиональных образовательных услуг (рынка профессионального образования).
Прогнозирование регионального (муниципального) рынка труда проводится соответствующими органами по труду и занятости совместно с органами управления образованием (профессиональным образованием) при содействии работодателей, органов статистики, миграционных служб, профессиональных союзов и т.п. Прогноз регионального рынка труда включает в себя:
оценку потребности экономики региона (совокупности работодателей) в работниках определенных профессий, специальностей и квалификаций;
определение численности и профессиональной подготовленности различных категорий граждан, выходящих на рынок труда;
оценку уровня дефицита или избытка (степени напряженности) на рынке труда по различным профессиям и специальностям, квалификации работников.
Основой для этих оценок становится информация работодателей (предприятий, организаций, учреждений), органов по труду и занятости, органов управления экономикой и образованием (профессиональным образованием) региона.
Виктория НИКОЛАЕВА
Комментарии