search
main
0

Кадров замкнутый круг В российских ссузах катастрофически не хватает специалистов

С каждым годом средний возраст преподавателей ссузов приближается к пенсионному, а их количество – к критической отметке. Из-за тотальной нехватки педагогических кадров в средних специальных учебных заведениях на горизонте замаячила угроза их вымирания.

Как же так: в техникумы и колледжи каждый год приходят новые и новые студенты, а учить, выходит, их некому? Проблема эта всероссийская, считает директор Чебоксарского электромеханического колледжа, заслуженный работник образования Чувашской республики Рудольф ГОЛИЦЫН.
– Самая главная проблема – кадры, которые мы выпускаем. Например, специалисты ЭВМ, компьютерщики. Для того чтобы выпустить хороших компьютерщиков, им должен преподавать еще лучший компьютерщик. И здесь возникает конфликтная ситуация по зарплате. Всем известно, что ее размер определяется Единой тарифной сеткой. Молодой человек, который выбрал стезю преподавателя и, как правило, не имеет еще никакого опыта, получает ставку 7-8-го разряда, это очень маленькая сумма. В основном люди, которые претендуют на эту должность, достаточно образованны, хорошие специалисты. Они себя оценивают на порядок выше. И не только сами себя. Вот я такой пример приведу. Недавно мы проводили ярмарку профессий. Приезжали к нам ответственные люди со всех предприятий города, да и республики – из Канаша, из Шумерли. Они выбирали себе будущих работников и объясняли, что хотят от них на своем производстве. И одному моему студенту, еще даже не выпускнику, предложили 200 долларов в месяц. Сразу. Максимум, что я ему могу предложить, – тысяча рублей. Я воспитывал его для своего колледжа. Хотел устроить в университет и платить за его учебу 18 тысяч. Он эти 18 тысяч заработает за 3 месяца.
Сами понимаете, мы хотели бы привлечь молодежь. Сейчас у меня двое молодых ребят работают, и я боюсь, что они от меня в любой момент уйдут. В прошлом году из университета мы брали трех выпускников, которые уже на преддипломную практику вышли, причем даже платили им: одному 1200, а двоим по 600 рублей. У меня некоторые преподаватели не получают 1200 рублей. А я платил им, чтобы удержать. Ни один из них не остался. Поэтому эта проблема для меня острейшая. Сейчас у нас не хватает пять человек! Я закрываю дыры либо увеличением нагрузки постоянных работников, либо почасовиками. А что такое почасовик? У меня час стоит 25 рублей максимум. Я могу по внебюджетке добавить еще 20. Так они просят 100-150!
Допустим, такая ситуация. Нашел я четверых специалистов и собираюсь им платить по 5-7 тысяч. А как на это посмотрят преподаватели, которые у меня по 20-25 лет работают. На совете колледжа мы постановили: будем поощрять лучших, посылать их на учебу, оплачивать ее, а потом они 3-5 лет по контракту должны у нас отработать. Но сложно подготовить такого классного преподавателя, который был бы не только дока в профессии, но и еще хороший педагог. Для этого его надо будет отправлять на педагогические курсы. А он пойдет в фирму и заработает тысячу, но не рублей, а долларов. Вот ведь беда какая. Ему же проще откупиться от нас, чем работать за копейки. Но хотя бы 2-3 года на чувстве патриотизма мы можем его удержать. Вот на что мы надеемся.
Низкая зарплата преподавателей не привлекает. С учетом того, что мы за преподавание в коммерческих группах платим с коэффициентом 1,25, самое большее, что можно получить, – 3,5 тысячи рублей. И это при наличии высшей или первой категории. Да и нагрузка у этих преподавателей приблизительно под две ставки. А так даже со всеми повышениями зарплат, о которых так много говорили, у меня, руководителя с 17-м разрядом, выходит 1950 рублей. Самый высший, 18-й, разряд оценивается в 2,5 тысячи – такова зарплата ректора вуза. У преподавателей-новичков зарплата около 1300-1500 рублей. И это еще с колледжской добавкой 15% плюс за классное руководство и т.д. Поэтому молодежь не идет к нам, а старички остаются – надо же кому-то работать. Сейчас у нас уже 15 пенсионеров. Средний возраст работников – 47 лет. Если и появляется молодежь, то не приживается, к тому же начинается конфликт поколений. Старики боятся, как бы их не выжили, потому что куда старик пойдет? Отработал 35 лет, пенсия 1500 рублей. Они и держатся, стараются.
Кадровая проблема – замкнутый круг, и размыкать его надо только на уровне государства.
На вопрос “Но вам же как-то удается выпускать качественных специалистов?” директор уныло ответил: “Удается…” – и стал рассказывать старую историю об учителях- фанатах.

Любовь УШКОВА
Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте