Уже не первый год морской кадетский корпус «Навигацкая школа» в рамках системы дополнительного образования организует экспедиции на Белое море. Мы изучаем морское наследие России и приобретаем исследовательские и походные навыки.
Экспедиция проходит в 2 этапа. Среди ее задач – исследование морского побережья с целью обнаружения и последующего описания объектов историко-культурного наследия Беломорья (обетные кресты, «лабиринты», рыбацкие избы). Маршрут экспедиции пеший, идет главным образом вдоль изрезанного губами (бухтами) северного побережья Кандалакшского залива. Однако опыт предыдущих походов в данной местности показал, что для забросок исследовательских отрядов в районы, отделенные водной преградой (остров, губа), целесообразно использовать какое-нибудь плавсредство.Эту задачу можно было решить с помощью надувной лодки или флотской шлюпки типа Ял-4 или Ял-6 (их обычно и используют для таких походов), но после некоторых раздумий выбор был сделан в пользу карбаса. Это решение являлось не только закономерным следствием давних наших увлечений народным мореходством – оно было также продиктовано стремлением дополнить поморским наследием систему «флотского воспитания».Карбас – традиционное судно русских поморов, известное по документам с XV-XVI веков. В наши дни это небольшие беспалубные лодки, строятся они под весла или под мотор и используются главным образом для рыбного промысла. Это последний сохранившийся естественным образом вид народного судна на Беломорье.Было решено, что будущий карбас должен быть сделан под руководством мастера из старинного поморского поселка Умба Сергея Яковлевича Бутакова. Судно наше было построено за 4 месяца и в начале лета уже было просмолено. По своим обводам карбас вышел лодкой с развалистыми бортами и достаточно высокой носовой частью. Носовую часть мастер вывел, видимо, по привычке и сам говорил: «Стараемся теперь нос повыше делать, чтобы против волны под мотором идти». Но мы планировали в основном ходить на веслах и под парусом. Весла у карбаса уже были в наличии, а вот парусное вооружение нужно было изготовить самим.После того как возник вопрос о том, какой тип паруса будем шить, решено было взять за образец фотографию начала XX века, на которой был изображен карбас из той же местности, что и наша лодка, с архаичным прямым (т. е. прямоугольным) парусом. Парус был пошит за 8-10 дней вручную трудами участников экспедиции в учебном корпусе «Навигацкой школы». Парус сшивали из пяти полотнищ льняной парусины, и сделали его почти квадратным – 3,35х3,1 метра (~10,4 м2). Веревок бегучего такелажа и всякой мелочи вышло на 50 метров, стоячего – на 40 метров. Для якорного конца мы купили 50 метров веревки и взяли с собой два якоря.Все снаряжение для карбаса вместе с другими походными вещами экспедиции нужно было доставить из Москвы поездом до Кандалакши, а потом автобусом до Умбы. Там мы забрали лодку, оснастили ее, и кадеты задумались над именем для нашего судна. В этом вопросе мы так же решили следовать поморским обычаям и назвали карбас в честь святого – «Варлаам Керетский» (Варлаам Керетский – поморский святой, живший в XVI веке). Вместе с именем карбас получил и традиционное поморское украшение – сороку на мачту (сорока – деревянный флюгер в форме птицы).Как мы уже сообщали, маршрут экспедиции был пешим, с помощью карбаса производились только транспортировка тяжелого специального снаряжения и заброска в отдаленные районы исследовательских отрядов. Логистика экспедиции предполагала организацию становища, иными словами – базового лагеря, где можно было спрятать карбас от непогоды и откуда можно было совершать радиальные выходы в окрестные губы для их обследования. Подходящее место было найдено отрядом кадета Кособокова недалеко от Островской губы. Оттуда мы и совершали выходы как пешим, так и морским ходом, и в одном из этих выходов была проведена едва ли не большая часть работы – описан «умбский лабиринт» (этот памятник открыт еще в советское время) и сняты чертежи с крестов на мысу Аннин крест. Экспедицию мы завершили на южной оконечности Турьего полуострова, на тоне Тетрина, где, по договоренности с хозяином тони, оставили карбас на зимовку. С этого места, стало быть, мы и начнем нашу следующую экспедицию (тоня – комплекс жилых и хозяйственных построек для сезонного рыбного промысла; как и карбасы, тони являются объектами поморской материальной культуры).Хочется верить, что карбасы еще долго останутся востребованными – и не только у рыбаков. Быть может, эти родовитые лодки еще пригодятся и организаторам морской практики, и научным экспедициям, и любителям парусных гонок, и всем, кто ценит дух старины и морские путешествия. Нужно только помнить о том, что это малое судно является частью большого морского наследия всей нашей страны…Владимир ЩЕТАНОВ,педагог дополнительного образования «Навигацкой школы»
Комментарии