Подкомиссия по делам военнослужащих и членов их семей Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам социального развития провела на базе Московского казачьего кадетского корпуса имени М.А. Шолохова «круглый стол» на тему «Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти по сохранению и приумножению традиций кадетского и суворовского образования». В дискуссии приняли участие представители Администрации Президента России, Главного управления кадров Минобороны РФ, Внутренних войск МВД РФ, местных органов власти, общероссийских организаций и объединений.
Разговор получился откровенным и конструктивным. Член Общественной палаты, председатель Союза семей военнослужащих России Мария Большакова, по инициативе которой был организован этот «круглый стол», подчеркнула актуальность и важность обсуждаемой темы.
«Количество беспризорных ребятишек, уголовных и административных преступлений, наркомания и экстремистские группировки среди подростков приняли угрожающий характер, – отметила Мария Артемовна. – Все чаще звучат призывы общественности увеличить число кадетских и суворовских учебных заведений». В этой сфере есть много проблем, которые необходимо решать немедленно. Ведь кадеты – не просто школьники в военной форме. Кадетское образование – целостная система обучения военных специалистов, которую, по мнению участников дискуссии, государство пытается игнорировать.
Достаточно вспомнить, что в Законе «Об образовании» нет даже упоминания о кадетах и кадетских корпусах. Ситуация такова: в России существуют общеобразовательные учреждения с профессиональной ориентацией молодежи на армию, флот и другие силовые структуры, относящиеся к разным ведомствам. Это кадетские корпуса, суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища Минобороны, МВД, МЧС, Погранслужбы ФСБ, Минюста. Наряду с ними созданы 70 кадетских корпусов, находящихся в ведении Министерства образования и науки. В отличие от аналогичных учебных заведений силовых министерств и ведомств они не получают федерального бюджетного финансирования.
Сложилась противоречивая ситуация: в России существует целая сеть кадетских образовательных учреждений, но полностью отсутствуют, во-первых, единый государственный стандарт кадетского образования, во-вторых, единая федеральная система управления кадетскими образовательными учреждениями и в-третьих, единый государственный подход к организации их деятельности, их поддержка в решении финансовых и кадровых проблем.
Это порождает целый ряд очень серьезных проблем. В их числе – острая нехватка в большинстве кадетских корпусов квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием. Детей обучают и воспитывают учителя из офицеров запаса и педагоги-женщины. А в кадетских корпусах силовых ведомств большая проблема – недостаточное обеспечение материальной, технической и учебно-методической базы и крайне низкая заработная плата учителей. Они получают в 3 – 4 раза меньше коллег из муниципальных кадетских корпусов и обычных средних школ. Поэтому участники «круглого стола» акцентировали внимание на необходимости создания органа управления кадетским образованием в системе Министерства образования и науки Российской Федерации, который взял бы на себя роль координатора деятельности всех кадетских корпусов в стране и решение вопросов организационного, правового, программно-методического обеспечения кадетского образования.
Кроме того, участники «круглого стола» поддержали инициативу депутатов Законодательного собрания Ростовской области, которые предложили дополнить статью 12 Закона РФ «Об образовании»: в пункт 4 – перечень типов образовательных учреждений – внести кадетский корпус.
В результате дискуссии ее участники приняли решение об обращении Общественной палаты РФ в Правительство России с предложением о равном софинансировании кадетских образовательных учреждений федеральным центром и регионами. А именно: 50% из федерального бюджета, остальные 50% – из бюджета соответствующего субъекта Федерации.
За «круглым столом» обсуждалась и проблема получения питомцами кадетских образовательных учреждений высшего образования. В этом плане о многом говорят результаты опроса выпускников кадетских корпусов. 80% из них желают продолжить обучение в военных вузах, посвятить себя служению Отечеству на профессиональном военном поприще.
По мнению участников дискуссии, необходимы корректировки законодательства, чтобы приравнять статус кадетских образовательных учреждений к статусу суворовских военных и Нахимовского военно-морского училищ в части прав и преференций их выпускников на продолжение учебы в высших военно-учебных заведениях Минобороны, других силовых министерств и ведомств России.
За «круглым слотом» был поднят и вопрос о необходимости разработки и принятия федеральной программы «Кадеты России 2007 – 2010». При условии решения проблем «кадетского компонента» возможно включение программы в национальный проект «Образование».
Говоря об участии государства в кадетском образовании, участники «круглого стола» напомнили, что согласно уже принятым законодательным изменениям у государственных образовательных учреждений должен быть один учредитель. Это создало дополнительные трудности для многих суворовских военных и Нахимовского военно-морского училищ.
Государство должно уделять особое внимание институту кадетского образования. Оно, в частности, должно выражаться и в возрождении системы попечительства над кадетскими учреждениями.
Общее мнение участников дискуссии выразила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальному развитию Александра Очирова: «Обсуждаемый вопрос по большому счету касается национальной безопасности нашей страны. Кадетское образование имеет глубокие исторические корни российских традиций. Сегодня его необходимо наполнить новым содержанием времени и гарантированным подходом со стороны государства».
Комментарии