Воспитанник этого кадетского корпуса – грациозное воплощение юности в белоснежном бальном платье с косами до пояса и огромными кокетливыми бантами. Не верите? Значит, вы не бывали в московской кадетской школе-интернате №9. Название обычное, а вот воспитанники там особые. Это школа сугубо девичья, своего рода кадетский институт благородных девиц.
– Как вы решили создать такую школу? – спрашиваю начальника Юго-Восточного учебного управления образования Альберта Борисовича Полле. – Кадетское воспитание – дело-то, в общем, не женское.
История оказалась одновременно и житейской, и очень романтичной. В Москве несколько кадетских корпусов традиционно принимают только мальчиков. Но… просачиваются туда порой и девочки. Кроме того, что кадетская школа – заведение элитное, это еще и учреждение социальной поддержки. Вот и не могут работники образования отказать в приеме девочке, чей отец погиб в «горячей точке», если этого хочет осиротевшая семья, в которой подрастающая дочь, выросшая в военном городке, хочет стать летчиком или радисткой. Но в «мужских» школах воспитание такое, какое девочкам не совсем годится.
И руководитель столичного Департамента образования Любовь Петровна Кезина, и Альберт Борисович Полле давно вынашивали затаенную мечту о кадетской школе, в которой были бы только девочки. Но Россия такого опыта пока не знает. Требовалось самостоятельное, ответственное, поистине новаторское, смелое решение.
Решающее слово сказал мэр Лужков, когда посещал комплекс новеньких, только что отремонтированных и оборудованных корпусов казачьего кадетского учебного заведения. На предложение Любови Петровны Кезиной Юрий Михайлович отреагировал положительно: быть девичьему корпусу. Реализовать идею помог руководитель муниципалитета «Текстильщики» Олег Иванович Щербаков. Не остались в стороне и глава муниципального образования Мария Николаевна Кириллова, и начальник социального отдела Ольга Сергеевна Корчагина. Так всем миром, общей заботой и создали кадетскую школу, каких в Москве не было.
– Мы не ставим задачу подготовить девочек к военной службе, – объясняет Альберт Борисович. – Хотим дать им хорошее светское образование, чтобы занимались танцами, плаванием, знали психологию общения. Словом, хотим выпустить в свет армию благородных девиц, которые украсят наше общество. Куда они пойдут учиться дальше и работать, кем станут – решение остается за ними.
– Где вы находили и как принимали желающих, какой конкурс проводили? – интересуюсь я у начальника отдела кадетского образования Департамента образования Москвы Сергея Лугачева. – Наверное, трудно было?
– Нет, – признается он. – Вести в столице распространяются быстро. Вот и повели к нам девочек родители. Это были дочери военнослужащих, и девчата из многодетных и неполных семей, и те, у кого погиб отец. Были и родители, которые принципиально хотели дать дочерям такое образование. Сегодня в школе учатся несколько девочек, у чьих отцов на погонах весьма солидные звезды. Есть и девочки, которые перешли из гимназий, потому что уровень обучения здесь оказался выше.
Солдатами девчата-кадеты скорее всего не станут, но они с огромным энтузиазмом участвуют в строевых смотрах, смотрах строя и песни, соревнованиях и выглядят не слабее мальчишек. Готовить их будут по основам военной службы в рамках среднего специального – медицинского образования. Словом, как в песне: если ранили друга, перевяжет подруга горячие раны его. И, заметим, умело, потому что ее этому научат.
Департамент образования Москвы разрешил новой школе отойти от общих правил – изменить форму. Новая форма для девчат пока еще не сшита. Никто не знает, какой она должна быть. Это решат сами девочки. Традиционная – закуплена, и девочки иногда ее носят. Но чаще ходят они в деловых костюмах. А для подходящих случаев есть у них уже и бальные платья, и нарядные блузки, и изящные юбки, и брючные костюмы.
В будущем школа намерена реализовывать программу профильной школы. Причем выбрать профиль школе, оказывается, непросто. Спрос на будущих защитниц Родины высок уже сейчас. Обращались с предложением Московский институт государственной службы, таможенная и военные академии, другие престижные вузы.
Сегодня в кадетском интернате самые старшие – семиклассницы. Их учат по программам обычной школы плюс – дополнительного образования. Как известно, для московских кадетских школ разработана программа по основам военной службы начиная с пятого класса. В ней предусмотрено изучение истории Вооруженных Сил и России, а затем – расширенное освоение курса основ безопасности жизнедеятельности. Такая специальная программа будет разработана и для девочек. Некоторые специальные предметы будут преподавать педагоги из соседнего кадетского корпуса. Там есть соответствующие специалисты – офицеры запаса.
…У дверей нас ожидала стайка девчат в белых блузочках и темных юбках, туфлях на каблучках. В косах – праздничные банты.
– И вы хотите в солдаты? А зачем? – подначиваю самую бойкую из них – Киру.
– Родину защищать будем! – не смущается она.
– На войну пойдешь? – не успокаиваюсь я.
– Так ведь Родину защищать, – терпеливо объясняет мне Кира. – Говорят, это дело мужское, но вы ведь сами видите, какие у нас мужчины. Хоть и защитники по определению, а в армию не идут. Так что рассчитывать будем на самих себя.
Разговор плавно перешел к обсуждению будничных проблем девчат-кадетов. Оказывается, учиться в кадетской школе непросто. Подъем в семь утра, зарядка, и бегом на уроки. После обеда – домашние задания, дополнительные занятия по русскому, немецкому и английскому языкам, психотехнике общения, занятия в балетном классе, спортивном зале, а еще пение, игра на музыкальных инструментах, шитье, вязание, домоводство и прочие девичьи занятия. В какой мере девочкам будут давать медицинские знания и кто – пока решают. Возможно, тогда прибавятся латынь, биология в увеличенном объеме, а то и другие предметы. В ближайших школьных планах – преподавание парикмахерского искусства и обучение выполнению маникюра, занятия фитнесом.
Мальчишки приходят дважды в неделю, не только в гости, но и по делу. Именно здесь соседний кадетский корпус обучается бальным танцам – уж больно партнерши хороши, красивы, обучены этикету. А еще мальчишки участвуют и в спектаклях, в вечерах отдыха. Иногда их приглашают на торжественные обеды в столовую, в которой такие столы, скатерти, посуда, что она больше похожа на ресторанный зал, чем на обычное общепитовское заведение. К тому же девчата-кадеты умеют делать вкусные салаты и осваивают приготовление пирогов. Как говорит Любовь Петровна Кезина, дом начинается тогда, когда в нем царит запах свежеиспеченных пирогов. А в этой кадетской школе пирогами пахнет. Да как вкусно!
Живут девочки в светелках по трое, досуг проводят в гостиных с телевизорами, есть у них и игровые комнаты. Следят за воспитанием классные дамы, которые и слезы утрут, и банты завяжут, и трудную задачку помогут решить.
Директор школы – тоже женщина необычная. Во-первых, жена подполковника запаса (муж ведет ОБЖ), хорошо представляющая себе жизнь военных семей. Во-вторых, педагог, который всю жизнь отдал благородному делу воспитания сирот. Раньше на месте кадетской была школа-интернат, в которой она тоже была директором. Для кадетской школы Виктория Ефимовна Селенская, сама мама двоих детей, собирала педагогический коллектив, что называется, «поштучно», оценивала будущих коллег по самым высоким критериям. Это должны быть и отличные учителя-предметники, и умные воспитатели, хорошо разбирающиеся в психологии детей.
Создание концепции кадетской школы для девочек оказалось делом не таким уж простым. Москвичи изучили опыт двух Мариинских гимназий в Красноярском крае, но они, по сути дела, все же те же школы-интернаты для девочек. Пришлось обратиться к дореволюционному опыту, что-то придумывать самим. В итоге Виктория Ефимовна представила самую лучшую концепцию, которую ей предложили реализовать на практике. Хореографию и изобразительное искусство у девочек ведут не учителя, а профильные специалисты – выпускники хореографических и Строгановского училищ. Хореографический класс со станками и зеркалами помог создать муниципалитет. В нем девочки занимаются ритмикой, хореографией, осваивают полонез и мазурку, исторические и современные танцы. Ученицы Лилии Васильевны Бандуриной всегда побеждали на разных конкурсах, и у ее нынешних учениц-кадетов большие перспективы.
Есть в кадетской школе и свои строгости. Нельзя красить губы, пользоваться макияжем, ярко красить ногти, носить юбку на 10 сантиметров выше колена, брюки в обтяжку. «Красота должна быть естественной, – объясняют девчатам педагоги. – А вы у нас так красивы, что в дополнительной «раскраске» нет никакой необходимости». Девочки соглашаются. В свободное время им разрешают пользоваться мобильными телефонами, поболтать с родителями и друзьями.
В выходные дни всем можно уходить домой, но девчатам так интересно в школе-интернате, они настолько сдружились, что многие остаются в школе и на выходные. Это самые свободные дни, потому что в будни все время занимает учеба. Педагоги дотягивают своих подопечных до уровня отличников. Занятий так много и девочки отдают им столько сил, что порой приходится устраивать незапланированные «тихие часы». Сон после обеда помогает восстановить силы. Причем никто никого к занятиям не принуждает. Ну разве заставишь свободным вечерком насильно читать классику? А они читают много. Просто каждой девочке-кадету хочется быть лучше всех, знать больше. Вот и идет негласное соревнование и в пятом, и в шестом, и в седьмом классе. Учеба – их увлечение. И это, пожалуй, главное достижение педагогического коллектива.
– Когда девочки получают троечки, проливают горькие слезы, – улыбается Полле. – Тут же начинаются дополнительные занятия, усердное изучение предмета.
Желание получить хорошее образование помогает переносить немалые нагрузки, насыщенное расписание. Учебные комнаты не пустуют практически никогда, разве только ночью, когда кадеты видят сны. Как говорят школьные психологи, девочки хотят быть и красивыми, и умными. Многие хотят поступать в вузы, в том числе военные, а на репетиторов им надеяться не приходится, поэтому рассчитывают исключительно на свои силы. Такой настрой даже у пятиклассниц, которым до окончания учебы в школе еще далеко.
Мы обходим четыре корпуса, огромную территорию парка, стадион. В жилом корпусе на тумбочках в спальнях красивые игрушки, семейные фотографии. Впечатляет и новенький компьютерный класс. В уютном актовом зале пришедшие в гости кадеты-мальчишки ждут, когда настанет их черед выйти на сцену в танце. Смущенно пересмеиваются, украдкой поглядывая на нарядных девочек в бальных платьях. А на сцене – хор. Не верится, что этому песенному коллективу от роду пара-тройка месяцев, так профессионально, слаженно звучат голоса. И вот наступает торжественный момент. На сцене кружатся танцевальные пары. Изысканность юных граций в белых платьях и рыцарская мужественность черных кадетских мундиров мальчиков создают трогательную романтическую картину.
Если бы мне кто-нибудь сказал, что я буду уходить из кадетского корпуса с бесконечным чувством нежности, не поверила бы. Но именно нежность и радость за этих девчат переполняли сердца взрослых гостей этого удивительного кадетского корпуса. И, признаюсь, зависть к тем, кто потом будет рядом с этими девчатами в жизни. Ведь везде, куда приведет их судьба, они будут счастливы тем, что смогут творить добро и сделают благополучнее жизнь других. И это по большому счету – главное предназначение Женщины, о котором в нынешней меркантильной суете многие стали забывать…
Комментарии