search
main
0

Кадет в России – больше, чем кадет. Московские кадеты отметили свой день маршами и песнями

Сонную тишину парка разорвали звуки военных маршей, вспугнув голубей и завсегдатаев в летних кафешках. «Мы не дрогнем в бою за столицу свою, нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной обороны стальной разгромим, уничтожим врага!» – с лихим посвистом прогремели, старательно чеканя строевой шаг, тридцать ребят. И тут же, не давая времени опомниться от столь мощного напора, уже другие ребята: «Учил Суворов: «Вперед глядеть! Уж если встали – стоять на смерть!» Суворов, братцы, пример для нас – он не терялся в тяжелый час». Кадеты столичных корпусов отметили День московского кадета.

Первые кадетские корпуса в Европе появились в Пруссии в 1653 году. В России идея создания кадетских корпусов принадлежала генерал-фельдмаршалу Христофору Миниху и была с интересом принята императрицей Анной Иоанновной. Таким образом, в 1732 году появились первые планы устройства в стране военно-учебного заведения «Корпус кадет». При этом основанная Петром I в 1701 году Московская навигацкая школа хотя и может считаться первым учебным заведением, ставшим основой для воспитания высокообразованных кадров для страны, все же готовила специалистов по морским наукам в целом. К моменту упразднения кадетских корпусов в 1922 году на территории России их существовало около сорока. После революции в эмиграции действовало четыре кадетских корпуса.

Кадетское образование начали возрождать в 1997 году. Открытие в этом году Первого московского кадетского корпуса положило начало новой истории кадетских училищ России. При этом нечестно было бы утверждать, что кадеты – это исключительно будущие военные. Кадетское образование на сегодняшний день – это, скорее, классическое образование в своем первозданном, дореволюционном виде. В план обучения будущей военной элиты страны входит не только изучение строевой подготовки, верховой езды и прочей различной военной премудрости вкупе с общеобразовательными предметами. В число предметов, обязательных для обучения, входит, например, хореография.

«У нас много разных предметов, – рассказывает Владислав из Московского казачьего кадетского корпуса имени М.А. Шолохова. – Я, например, на четвертом курсе, и мы учим и историю казачества, и обучаемся верховой езде, этике, эстетике и бальным танцам и, конечно, казачьим танцам. Многие из ребят владеют шашками. У нас несколько ансамблей, есть и казачий хор. Я вот в казачьих танцах участвую. Мы выступаем на разных конкурсах. Недавно участвовали в конкурсе «Надежда» и стали его лауреатами».

– А что за танец? – спрашиваю я.

– Названия у танца как такового нет. Их придумывает наш хореограф на основе классических казачьих танцев.

– С шашками танец?

– Танец без шашек, зато с плетками.

– А какой у тебя вообще любимый предмет?

– Русский и история, – лаконично рапортует Владислав.

– А преподаватель?

– Преподаватель по истории Татьяна Ивановна Малюк.

– Куда пойдешь после окончания кадетского корпуса? Куда вообще в основном поступают выпускники кадетских корпусов?

– Я планирую дальше пойти в военное училище. А ребята кто куда поступают. Кто-то в институты, кто-то в военные училища, все зависит от выбранной стези.

– Атаманом будешь?

– Как получится, – смущенно усмехается Владислав.

Будущие атаманы, будущие генералы, будущие моряки и адмиралы, будущие офицеры службы безопасности, и – чего только не бывает в жизни – возможно, будущие министры обороны. По сути, День московского кадета – как раз возможность показать, что кадетское воспитание возрождается, и возрождается довольно-таки успешно и с прицелом на светлое будущее профессиональной армии.

Под предводительством сосредоточенного офицера в форме проходит очередной кадетский отряд, запевая:

Путь далек у нас с тобою,

Веселей, солдат, гляди!

Вьется, вьется знамя

полковое,

Командиры впереди.

Солдаты, в путь, в путь, в путь,

А для тебя, родная,

Есть почта полевая.

Прощай, труба зовет,

Солдаты, в поход!

Первые ряды – высокие подтянутые молодые люди, в последние ряды поставили, по всей видимости, первокурсников. Парни и девушки. И если первые ряды идут со строгими, чтобы не сказать постными, лицами, то «хвост» процессии несколько неловко улыбается под прицелами фотоаппаратов родителей и зевак. Ребятам мало того что петь нужно громко, старательно и попадая, хоть отдаленно, в ноты, так еще и строй держать надо, передвигаться строго в ногу. А потом еще и стоять среди кадетов других училищ по стойке «смирно» под холодным майским ветром, сохраняя при этом мужественное выражение лица. А у девочек в волосах такие огромные белоснежные банты, а у мальчиков такая ладная форма. Кадеты косятся на зрителей и улыбаются.

«Это наше традиционное мероприятие: смотр строя и песни кадетских корпусов и кадетских школ, – рассказывает первый заместитель руководителя Департамента образования Лариса Курнешова. – Каждый год у нас количество учреждений кадетского образования растет. Так, в этом году у нас их уже четырнадцать – пять школ и девять школ-интернатов. Я думаю, вы видели своими глазами, как проходит смотр строя. Мы вспоминаем сейчас, как у нас проходили первые смотры строя. Разница видна очень существенная. Ребята усиленно готовятся к смотру. Тут ведь важно не просто правильно ходить строем – это целый комплекс мероприятий. Только лучшие кадеты имеют право встать в строй и пройти». Праздник «День кадета» был введен в прошлом году. Смотр строя и строевой песни продолжится балом в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. «Подготовка себя к служению своему Отечеству – это хорошая традиция в московском образовании. Мы будем ее продолжать развивать. Кадетское воспитание ставит своей целью не только военное, но и культурное воспитание, формирование морально-нравственных основ. Все это они должны изучить, прочувствовать, самое главное – полюбить», – уверена Лариса Курнешова.

Оксана учится в Московском кадетском Георгиевском корпусе №6. «Я с детства хотела пойти по папиным военным стопам и потому поступила в военный корпус, – рассказывает она. – Мне повезло: я сначала училась в этой школе. Это была обычная кадетская школа-интернат, а потом ее переделали в военный корпус, и я там просто продолжила обучение». После девятого класса Оксана планирует поступать в колледж ФСБ, а потом в институт при ФСБ. Ответа на вопрос: «А кем в результате хочешь стать?» она не дает, говорит, что пока не знает. Но что-то (может быть, блеск в глазах?) подсказывает, что планы все-таки есть.

– Женихов, наверное, много? – спрашиваю я.

– Я пока только об учебе думаю. На это просто времени нет.

– А есть уже сформировавшиеся пары в корпусе?

– Ну есть, конечно, у нас те, кто встречается, общается. Одно окружение, безусловно, очень сближает.

– А сама бы замуж за военного вышла? Не пугает, что, возможно, придется по гарнизонам в Сибири жить?

– Вышла бы, конечно, почему нет. И в Сибирь бы поехала. Когда человека любишь, на все пойдешь и все для него сделаешь. Если мужа буду любить, то поеду куда угодно, не задавая вопросов.

Надо сказать, что в рамках «Дня московского кадета» за активное участие и успехи в развитии кадетского образования, проведение мероприятий патриотической направленности с воспитанниками кадетских образовательных учреждений, а также высокие показатели в учебе прошло награждение Почетным знаком Департамента образования города Москвы первой и второй степеней. В число получивших Почетный знак вошли главы окружных управлений Департамента образования, начальники окружных управлений соцзащиты и охраны детства, кураторы районов, директора кадетских корпусов и сами кадеты. Кроме того, были вручены юбилейные знаки Департамента образования города Москвы «10 лет кадетскому образованию».

Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте